вторник, 12 марта 2024 г.

МЕСРОП МАШТОЦ НЕ СОЗДАЛ, А ВОССОЗДАЛ АРМЯНСКИЙ АЛФАВИТ

 К ВОПРОСУ О ПРЕМАШТОЦСКОМ АРМЯНСКОМ АЛФАВИТЕ

Принято считать, что Месроп Маштоц создал армянский алфавит. Но был ли у армян алфавит и пользовались ли они им до Месропа Маштоца?

Существуют доказательства, подтверждающие это.

Одна из античных записей о существовании армянского алфавита принадлежит Филону Александрийскому (20 г. до н.э. - 50 г. н.э.), который в своих трудах отмечает, что работа известного греческого историка и философа Метродора Скепсийского (около 145 г. до н.э. - 70 г. до н.э.) о животных была также переведена на армянский язык. Метродор Скепсийский был придворным историком и близким другом армянского царя Тиграна Второго. Среди его произведений есть также биография царя царей Тиграна Великого.

Римский историк и церковный богослов, живший в 3 веке н. э., Ипполит Римский (170-235 гг. н.э.) в своей летописи, посвященной истории правления своего современника, императора Александра Севера (правил в 208-235 гг. н.э.) также указывает, что армяне принадлежат к тем народам, которые имеют свой собственный алфавит.

Филострат Афинский, известный софист, живший во втором и третьем веках нашей эры, в своем произведении «Жизнь Аполлония Тианского» писал: "И они рассказывают, что однажды поймали самку леопарда в Памфилии. На ее шее была одета цепь, и цепь была сделана из золота, с армянской надписью на ней: «Царь Аршак - Богу Нисян»" (Филострат, «Жизнь Аполлония Тианского», Книга II, Глава II, стр. 120-121, Конибер,1912).

Согласно Мовсесу Хоренаци, армянскому историку 5 века, Бардесан Эдесский (154-222 гг. н.э.) основатель гностического течения Бардесанистов, поехал в армянскую крепость Ани и там прочел труды армянского жреца дохристианского периода, по имен Вогямп, написанные митраистским (Mиhин или Mиhрин. лит. от Миhр или Митры – армянский бог света, истины и солнца) рукописным шрифтом армянских храмов, в котором, наряду с другими историями, был упомянут и армянский царь Тигран VII (правил в 144-161 гг. и снова в 164-186 гг. CE) , который устанавливал памятник на могиле своего брата, митраистского верховного жреца Великой Армении, Мазхана. Мовсес Хоренаци отмечает, что известный ученый Бардесан перевел эту армянскую книгу на арамейский, а затем и на греческий языки.

Еще одним важным доказательством существования домаштоцского армянского алфавита является то, что армянский языческий пантеон включал в себя Тира – бога-покровителя письменности и науки. Если древнеармянский язык был «бесписьменным», то откуда тогда в армянском пантеоне бог письма и мудрости Тир, прозвище которого, кстати - Грох, то есть писатель?

Армянский историк 13 века, Вардан Аревелци, в своих трудах отмечает, что во время правления армянского царя Льва Великолепного (годы правления 1187-1219 гг. н.э.), были найдены артефакты, на которых были "армянские надписи языческих царей древности ...".

Доказательства того, что армянские ученые средневековья знали о существовании премаштоцкого армянского алфавита можно найти и в других средневековых трудах, в том числе в первой книге, составленной на маштоцском алфавите учеником Маштоца Корюном, датирующейся первой половиной пятого века. Корюн отмечает, что Месропу Маштоцу сказали о существовании древних армянских букв, которые он изначально пытался включить в свой алфавит.

Большинство древних артефактов были либо утрачены, либо уничтожены разрушительной силой времени.

Мы должны помнить: то, что мы имеем сегодня и то, что мы знаем - это всего лишь несколько процентов от всего накопленного культурного наследия многих тысячелетий.

Поэтому это лишь вопрос времени, когда будут обнаружены свидетельства, включающие в себя различные артефакты, и, скорее всего, некоторые из них будут содержать надписи на премаштоцском митраистком рукописном шрифте, следовательно, они прольют свет на эту важную тему и эти артефакты дополнят те письменные доказательства, которые есть в нашем распоряжении в настоящее время и которые говорят в пользу существования премаштоцского алфавита.

Историк, арменовед Геворг Назарян

https://www.facebook.com/photo/?fbid=378923051736770&set=gm.1077766773448917&idorvanity=826809288544668&locale=ru_RU

***

КИМ ВЕЛЬТМАН: "АРМЯНСКОМУ АЛФАВИТУ, ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, 17 ТЫСЯЧ ЛЕТ"

Голландско-канадский ученый Ким Вельтман (на снимке) заявил, что армянскому алфавиту по меньшей мере, 17.000 (семнадцать тысяч!) лет, а не 1700, как считают некоторые. А армянским буквам на кувшине Музея золота в Боливии 5500 (пять тысяч пятьсот) лет!
Ким (Кеймпе) Генри Вельтман (5 сентября 1948 - 1 апреля 2020) известный голландско-канадский историк науки и искусства, был директором Виртуального Маастрихтского института Маклюэна (VMMI), консультантом и автором, известным своим вкладом в области "Линейная перспектива и визуальные измерения науки и искусства », новые медиа, культура и общество.
Вельтман родился в Воркуме во Фрисландии, эмигрировал с семьей в Канаду, где получил гражданство этой страны. Вельтман получил степень бакалавра истории в Йоркском университете в Торонто в 1969 году, где в 1970 году получил также степень магистра истории эпохи Возрождения. В 1975 году он получил докторскую степень по истории и философии науки в Институте Варбурга в Лондоне, где он получил образование у Б.А.Р. Картера, Алистера Камерона Кромби , Эрнста Гомбриха , А.И. Сабры и Чарльза Б. Шмидта.
После окончания учебы и нескольких лет исследований и работы в сфере промышленности в качестве постдокторанта он начал работать доцентом и научным сотрудником в Университете Торонто в 1984 году. С 1990 по 1995 год был директором отдела перспектив программы Маклюэна в педагогическом факультете Университета Торонто. В 1998 году он переехал в Маастрихт, где стал директором Маастрихтского института Маклюэна. С 2006 года был научным директором Виртуального Маастрихтского института Маклюэна. На протяжении многих лет он был приглашенным профессором Геттингенского университета в 1983–84; в Сиенском университете в 1991 году; в Римском университете Ла Сапиенца в 1992 году; в Университете Рима II в 1995 году; и в Карлтонском университете в 1994–96 гг. Труды лондонской конференции EVA 2020 были посвящены его памяти, включая хвалебную речь его коллеги Карла Смита и других.
Ким Вельтман заявил, что армянскому алфавиту по меньшей мере, 17.000 (семнадцать тысяч!) лет, а не 1700, как считают некоторые.

***

https://thirdforceplus.blogspot.com/2022/11/blog-post_26.html

https://thirdforceplus.blogspot.com/2022/05/blog-post_4.html

https://thirdforceplus.blogspot.com/2021/10/blog-post_22.html

https://thirdforceplus.blogspot.com/2023/02/1792-1866.html

https://thirdforceplus.blogspot.com/2022/07/405-v.html

https://thirdforceplus.blogspot.com/2022/12/blog-post_4.html

https://thirdforceplus.blogspot.com/2022/06/blog-post_23.html

***

MESROP MASHTOTS DID NOT CREATE, BUT RECREATED THE ARMENIAN ALPHABET

ON THE ISSUE OF THE PREMASHTOTS ARMENIAN ALPHABET

It is generally believed that Mesrop Mashtots created the Armenian alphabet. But did the Armenians have an alphabet and did they use it before Mesrop Mashtots?

There is evidence to support this.

One of the ancient records of the existence of the Armenian alphabet belongs to Philo of Alexandria (20 BC - 50 AD), who in his writings notes that the work of the famous Greek philosopher and historian Metrodoros of Skepsia (about 145 BC - 70 BC) on animals was also translated into the Armenian language.

Metrodoros of Scepsia was a court historian and a close friend of the Armenian king Tigran the Great. Among his works there is also a biography of the king of kings Tigran the Great.

The Roman historian and church theologian who lived in the 3rd century AD, Hippolytus of Rome (170-235 AD), in his chronicle devoted to the history of the reign of his contemporary, Emperor Alexander Severus (ruled in 208-235 AD), also indicates that the Armenians belong to those peoples who have their own alphabet.

Philostratus of Athens, a famous sophist who lived in the second and third centuries AD, wrote in his work "The Life of Apollonius of Tyana": "And they tell me that they once caught a female leopard in Pamphylia. A chain was worn around her neck, and the chain was made of gold, with an Armenian inscription on it: "King Arshak to the God Nisyan" (Philostratus, "Life of Apollonius of Tyana", Book II, Chapter II, pp. 120-121, Koniber, 1912).

According to Movses Khorenatsi, an Armenian historian of the 5th century, Bardesan of Edessa (154-222 AD), the founder of the Gnostic Bardesanist movement, went to the Armenian fortress of Ani and there read the works of an Armenian priest of the pre-Christian period, named Vogyamp, written in Mithraic (Mihin or Mihrin. lit. from Mihr or Mitra – the Armenian God of light, truth and the Sun) in handwritten script of Armenian temples, in which, along with other stories, the Armenian king Tigran VII was mentioned (ruled from 144-161 and again 164-186 CE) , who erected a monument on the grave of his brother, the Mithraic high priest of Greater Armenia, Mazkhan.

Movses Khorenatsi notes that the famous scholar Bardesan translated this Armenian book into Aramaic and then into Greek.

Another important proof of the existence of the Armenian alphabet at home is that the Armenian pagan pantheon included Tyr, the patron god of writing and science. If the ancient Armenian language was "unwritten", then where did the God of writing and wisdom Tyr, whose nickname, by the way, is Groh, that is, a Writer, come from in the Armenian pantheon?

The Armenian historian of the 13th century, Vardan Arevelzi, notes in his writings that during the reign of the Armenian king Leo the Magnificent (1187-1219 AD), artifacts were found on which there were "Armenian inscriptions of pagan kings of antiquity ...".

Evidence that Armenian scholars of the Middle Ages knew about the existence of the Premashtok Armenian alphabet can be found in other medieval works, including the first book compiled in the Mashtok alphabet by Mashtots' pupil Koryun, dating from the first half of the fifth century.

Koryun notes that Mesrop Mashtots was told about the existence of ancient Armenian letters, which he initially tried to include in his alphabet.

Most of the ancient artifacts were either lost or destroyed by the destructive power of time.

We must remember that what we have today and what we know is only a few percent of the accumulated cultural heritage of many millennia.

Therefore, it is only a matter of time before evidence including various artifacts will be discovered, and most likely some of them will contain inscriptions in the Premashtots Mitraic handwriting, therefore, they will shed light on this important topic and these artifacts will complement the written evidence that we currently have at our disposal and which speak in favor of the existence of the Premashtots alphabet.

Historian, Armenian scholar Gevorg Ghazaryan

https://www.facebook.com/photo/?fbid=378923051736770&set=gm.1077766773448917&idorvanity=826809288544668&locale=ru_RU

***
KIM WELTMAN: "THE ARMENIAN ALPHABET IS AT LEAST 17 THOUSAND YEARS OLD"

Dutch-Canadian scientist Kim Veltman stated that the Armenian alphabet is at least 17,000 years old. 17,000 (seventeen thousand!) years, not 1700, as some believe. And the Armenian letters on the jug of the Gold Museum in Bolivia are 5500 (five thousand five hundred) years old!

Weltman's work on the Armenian alphabet can be found in this lecture by Weltman․ Sources of an Alphabet of Faith-A Monastery of the Future by Kim H. Weltman

And this is a full-time job: Kim H. Weltman. Alphabets of Life. - Tvincorp Smolensk (2014); 2020

Комментариев нет:

Отправить комментарий