ВЛАСТИ РОССИИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ СТАВИТЬ ПАМЯТНИК АРМЯНСКОЙ ПРИНЦЕССЕ АННЕ?
Может, властям Армении стоит восполнить этот пробел и поставить памятник принцессе в Ереване, чтобы тысячи туристов из России знали правду о крещении Руси?
Армянская принцесса Анна, крестившая Русь, её братья Константин VIII и Василий II Болгаробойца, происходящие из царского рода Армянских Аршакидов, несправедливо забыты в Москве. Хотя именно им Россия, а также Украина и Белоруссия обязаны наличием христианской веры...
По дружному мнению всех авторитетных ученых, именно при Армянской династии Византийская империя достигла наивысшего расцвета и могущества. После ее ухода началось падение империи.
В трудах представителей советской и российской исторической школы в отношении императоров, правивших Византийской империей в 867-1056 годах, используется термин «Македонская династия». В нерусскоязычной исторической литературе применяется в основном термин «Армянская династия» («Armenian dynasty»). Сторонники использования этого названия — а их подавляющее большинство в мире — считают, что оно более точно, чем термин «Македонская», так как при этой династии десятки византийских императоров, в том числе основатель династии — Барсег-Василий I, а также многие представители военной элиты и чиновничества империи имели исключительно армянское происхождение.
По утверждению П. Хараниса — авторитетного византиниста, специализирующегося на вопросах исторической демографии, каждый император на византийском троне — от начала царствования Василия I до кончины Василия II — имел армянское или частично армянское происхождение. По дружному мнению всех авторитетных ученых, именно при этой династии Византийская империя достигла пика своего могущества.
Остается только гадать, почему российские историки избегают названия «Армянская династия» («Armenian dynasty»)…
***
В 395 году н. э. умер последний император единой Римской империи – Феодосий Великий, и Римская империя раскололась на Восточную часть и Западную. В Западной Римской империи, в Риме, царствовал один сын Феодосия – Гонорий, а в восточной, в Константинополе, другой его сын – Аркадий.
Восточная Римская империя получила наименование Византийская от первоначального названия Константинополя – Византия, ныне это Стамбул, второй по значению город в Турции.
Западная Римская империя пала под ударами северных племён, а Восточная (Византия), где власть делили между собой два её основных этноса – греки и армяне, стала усиливаться. Византия вела настолько успешные войны, что отвоевала у северян, персов и арабов почти все владения Римской империи и стала сверхдержавой того времени.
Балканы, Малая Азия, Малая Армения и часть Великой Армении, Сирия, Палестина, Италия, юг нынешней Франции, Испания, Португалия и вся северная Африка, Грузия – вот что имела Византия в период своего наивысшего могущества.
Средиземное море от побережья Киликии до Гибралтарского пролива было фактически внутренним морем империи. Византия владела также полуостровом Крым и частью северного побережья Чёрного моря.
На страже этого могущества стояли прекрасно вооруженные и вымуштрованные греко-армянские легионы и военно-морской флот, имевший в своём составе только крупных боевых судов до 250 единиц.
Византийцы стали общаться со славянами с момента их появления на исторической арене ещё до прихода Рюрика и варягов, с возникновением города Киева – матери городов русских, 1500 лет назад.
В IX веке началось формирование древнерусского государства, где преемники Рюрика стали налаживать отношения с Византией. Времена сотрудничества нередко прерывались войнами.
В описываемый период Великим князем Киевским был Владимир Красное Солнце – внук Великой княгини Ольги, сын Великого князя Святослава и рабыни Малки (Малушки). Ещё до 988года, до Владимира, его бабушка — Великая княгиня Ольга — побывала в Византии и приняла христианство.
Теперь нужно обратить внимание, кто же с такой настойчивостью пытался христианизировать Киевскую Русь, кто конкретно правил Византией в этот период.
Это были представители одной правящей династии -прославленной Армянской (Македонской) династии византийских императоров, родоначальником которой был Василий I Армянский (Македонский), армянин по национальности, происходящий из рода армянских царей, который так и назывался – Армянские Аршакиды.
А название Македонская династия получила потому, что начала восхождение к императорской власти из фемы (административной единицы Византийской империи) под названием Македония.
Интересен тот факт, что, став самодержавным единоличным правителем Византийской империи, Василий I приехал в армянские провинции империи, находящиеся в Малой Азии и крестился в армянской церкви по армянским обычаям. Это был период наивысшего расцвета и могущества империи.
Потомки и преемники основателя династии — Барсега-Василия — достойно продолжили его дело. Крёстным отцом Великой княгини Ольги был Константин VII Порфирородный (Багрянородный) — этот император был автором трактатов «Об управлении государством», «О церемониях» и т.д.
Ещё один император Иоанн I Цимисхий (Чэмшкик, на западно-армянском диалекте) нанёс тяжелое поражение Святославу на Балканах под крепостью Доростол. В 988 году в Византии правил Василий II Болгаробойца, И он, и его сестра – прекрасная принцесса, Анна руки которой добивались многие правители Европы и восточных стран – были этническими армянами.
***
Неоспоримым является тот факт, что правитель Киевской Руси — Владимир, уже женатый на Рогнеде по языческим обычаям (по другим данным, он был многоженец, а наложниц была не одна сотня) начал войну с империей, возжелав сестру византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII – принцессу Анну.
Этот брак сразу же выдвинул Владимира в первый ряд земных правителей, а влияние Киевской Руси значительно усиливалось. Брачное предложение киевского князя рассматривалось длительное время, и сестра византийских императоров – принцесса Анна поначалу была против этого брака, так как ходили слухи о многочисленных наложницах Владимира. Но родственники Анны смотрели на этот вопрос через призму геополитики.
Багрянородная Анна с армянским упрямством долго отказывалась выйти замуж за Владимира, доколе последний не принял крещение по христианским обычаям. Армянская принцесса поставила жесткое условие перед Владимиром: он должен был креститься, стать христианином и отвергнуть языческих идолов.
Владимиру ничего не оставалось как принять крещение и отказаться от своих многочисленных языческих жен, не говоря о нескольких сотнях наложниц. Он смиренно ответил согласием, и Анна отправилась в Киев, где стала его супругой.
С этого момента Киевская Русь была христианизирована и вошла идеологически в сообщество передовых стран Европы, а правящие круги Руси породнились с правителями одной из самых могущественных держав мира. При крещении Владимир получил имя своего армянского шурина -Василий.
После этого Владимира стали называть Крестителем, а впоследствии он был канонизирован – стал святым. Владимир подарил Василию II шесть тысяч русских воинов, которые были размещены в армянской крепости Баберд и использовались императором для борьбы с внешними и внутренними врагами.
Анна родила Владимиру Бориса и Глеба – первых русских святых и дочь Марию, которая вышла замуж за польского короля. Борис и Глеб погибли во время смуты после смерти их отца — Владимира. Что касается Марии, то не исключено, что именно её под именем Людмилы изобразил А.С. Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила». Скорее всего, Людмила – это было её языческое имя, а Мария – христианское.
В 1056 году Македонская, а на самом деле Армянская династия в Византии сошла с исторической арены, к власти пришёл Константин Мономах, а в Киевской Руси через его внука Владимира Мономаха — Мономаховичи.
Но христианство, православие, привнесённые на Русь армянской принцессой Анной и ее братьями – осталось. Впоследствии, после ухода с исторической арены Армянской династии, начался упадок империи — Византия «съёжилась» до границ Греции, пока окончательно не пала под ударами турок в 1453 году.
В летописях Анну именуют «грекыня», «греческая царевна». Исторические архивы позже многократно «подчищались». К сожалению, армянская принцесса и её братья Константин VIII и Василий II Болгаробойца, происходящие из рода Армянских Аршакидов, оказались несправедливо забытыми.
Примечательно, что власти России отказываются поставить памятник армянской принцессе Анне, хотя именно им Россия, а также Украина и Белоруссия обязаны наличием христианской веры. Может, властям Армении стоит восполнить этот пробел и поставить памятник принцессе в Ереване, чтобы тысячи туристов из России знали правду о крещении Руси?
***
Армяне стали компактно проживать на территории Византии с IV века, и вплоть до XIII века их присутствие в империи продолжало возрастать. Этому процессу способствовало несколько факторов. Во-первых, нестабильное положение в самой Армении, постоянно находящейся в состоянии конфликта с более могущественными соседями. Во-вторых, потеря Арменией своей государственности после ее раздела между Византией и Персией.
Оказавшиеся не у дел, армянские князья, привыкшие к военной и административной службе, устремились в Византию, надеясь там использовать свои знания и таланты. Перебирались они на Запад не одни, а со своими домочадцами, крестьянами и вооруженными боеспособными личными отрядами.
Отметим, что и политика Византии способствовала переселенческим процессам, так как многие императоры любили проводить подобные акции, переселяя армян, к примеру, в Македонию, а славян — в Малую Азию.
Известны примеры массовых перемещений армян на Кипр, Крит, на Балканы и в Киликию, где возникали довольно-таки крупные как военные, так и культурные очаги.
Поселения армян на окраинах империи заложили фундамент возникновения немного устройства в Византии, так как поселенцы в своей массе были теми самыми привязанными к земле воинами, получившими название стратиотов.
Что касается военных, то начиная с зарождения империи, все Византийские монархи набирали своих телохранителей и дворцовую гвардию исключительно из армян.
Эта тенденция еще более усилилась, когда престол стали занимать представители армянских царских или княжеских родов. А опорой императорской власти были именно те подразделения, которые располагались в Константинополе.
Армянские отряды, особенно конницу, принимали в Византии с распростертыми объятиями, давая высокие звания и посты их командирам, поощряя хорошими вознаграждениями воинов.
Такое отношение к воинству Армении было неслучайным: армянская конница в античные времена и в средние века считалась непобедимой и была в почете еще со времен древнего Рима — ее поддержкой всегда стремились заручиться правители как Запада, так и Востока.
Крупные армянские соединения в различные периоды императоры размещали не только в столице и на Востоке: в Сирии, Киликии, Каппадокии, Анатолике, Армениаке и Опсикие. Известны армянские военные поселения в Италии (Равенна) и на Сицилии.
При Юстиниане Iнаходившиеся на Аппенинском полуострове несколько полностью укомплектованных армянами армий освободили Италию от готов, а их знаменитый военачальник Нерсес стал правителем этой западной провинции.
Пользовались большим уважением воины-армяне в Болгарии и Северной Африке. О бесстрашии армянских соединений ходили легенды. За время существования Византии, более сотни армян-военачальников вошли в историю, как великие полководцы, командующие армиями, флотом, стратиги фем.
Добавим, что кроме императоров и военачальников, большую роль в жизни Византии играли армянское чиновничество и купечество. Многочисленные армяне-ученые преподавали в университете, в школах и монастырях, писали исторические и философские труды.
Немало армян занимало высокие духовные должности, а несколько из них побывало и на Константинопольском патриаршем престоле. Особую славу приобрели армянские строители, художники и архитекторы, руками которых было воздвигнуто множество великолепных сооружений.
Особой строкой необходимо упомянуть и об армянских вельможах. В своем большинстве являясь потомками древних родов, они постепенно переселились в Византию, а уже оттуда — по всей Европе, где вошли в родство со многими известными фамилиями, вплоть до царских. Армянское дворянство сыграло значительную роль в истории Болгарии, Румынии, Венгрии, Польши, Грузии, выдвинув из своих рядов правителей, видных военачальников и дипломатов этих стран.
Ну и, конечно, велика ее роль в византийской истории, на престоле которой побывало, как минимум, свыше тридцати императоров, имеющих армянское происхождение, большинство из которых и являлись представителями этих родов.
Мы не включили в череду этих 30 императоров-армян представителей Аморийской (Фригийской) династии, хотя многочисленные факты периода их правления позволяют отнести и Аморийцев к выходцам из армянского рода. Приведем некоторые, из привлекших наше внимание, моменты.
Основатель династии Михаил в свое время начинал службу вместе со Львом Армянином у страгика Вардана. Вардан же, как и многие военачальники того времени, предпочитал окружать себя своими соотечественниками, в число которых, вероятнее всего, входил и Михаил Травл. Он был выходцем из города Аморий, являющегося центром иконоборчества. Иконоборческую же знать составляли в большей своей массе армянские вельможи.
Наставником сына Михаила, Феофила, был армянин Иоанн Грамматик. При его дворе расцвел талант другого ученого-армянина Льва Математика. Многие из военачальников императора Феофила были армяне и один из них, Самвел, однажды спас жизнь Феофила. Армянкой была и его жена - Феодора Мамиконян, а также зять императора.
При сыне Феофила -Михаиле III — политику при дворе определял его дядя Вардан. Второй дядя, Петрос — стратиг Фракийской фемы, ведал всеми военными делами. При содействии Вардана на патриарший престол был посажен философ Фотий, также имеющий армянские корни.
Именно этот патриарх способствовал возрождению константинопольской высшей школы, что постепенно превратило Византию в очаг просвещения и культуры на фоне варварства, царившего в те годы в приграничных странах.
Полководец Нерсес (478-568), будучи экзархом Италии, прославился не только как талантливый военачальник, но и как правитель, поощряющий и финансирующий строительство.
С его именем связывают основание города Медолианума — нынешнего Милана, а также возведение в Равенне нескольких церквей, считающихся шедеврами раннего средневековья. История сохранила имена и таких известных армян — экзархов Италии как Исаак Армянин (VII в.), Алессио (Алекс) и Мусселе (Мушег) (IX в.).
В Византии на начальном этапе ее истории не существовало наследственности царского престола. Любой узурпатор, захватив власть, становился законным императором. И это обосновывалось следующим образом: монарх правит при помощи Бога, а если его свергают, то значит, что Бог не с ним, и выбор Божий пал на узурпатора, которому и следует подчиняться.
Историк А. П. Каждан приводит интересную легенду, отражающую представление о связи, существующей между Богом и императором. «По его словам (императора Константина Багрянородного с армянскими корнями), император Константин, основатель византийской столицы и первый Василевс-христианин, получил от божьего ангела императорский наряд и корону, которые хранились в храме св. Софии и служили облачением императоров по большим праздникам. Это было божественное облачение, подчеркивающее мистическую природу власти василевса. И вместе с тем император не имел права надевать эти одежды, когда ему вздумается или вынести их из храма, или изготовить подобные им: в противном случае его следовало подвергнуть анафеме.
Однажды император Лев IV нарушил этот запрет и вопреки воле патриарха облачился в божественные одежды; возмездие не заставило себя долго ждать — на лбу нечестивого императора вскочил карбункул, и вскоре Лев в страшных муках распрощался с жизнью. С тех пор император при коронации должен был приносить клятву, что он не станет нарушать порядков, установленных издревле».
Храм святой Софии в Константинополе является шедевром архитектурного мастерства. Он построен под руководством двух талантливых архитекторов, выходцев из Малой Азии. По версии многих историков, Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были армянами.
Этот факт подтверждает и Стржиговский, утверждая, что «по своей концепции храм св. Софии — чисто армянский». Кстати, и восстанавливал этот храм после землетрясения 989 года армянский архитектор Тиридат. Анфимий и Исидор Младший участвовали и в возведении Церкви Святых Апостолов, служившей до XI века основным местом захоронения императоров Византии. После падения Константинополя в 1453 г. церковь была разрушена.
О многочисленности и силе армян Константинополя рассказывает Лев Математик, описывая эпизодические и редкие армяно-греческие столкновения в Константинополе в 967 году, когда были даже раненые с обеих сторон, и очевидцем которых он являлся. Масштабность междoусобиц столичных жителей свидетельствует о практически равном численном соотношении армян и греков.
В 778 году, когда Византия начала военные действия против арабов, из пяти византийских армий в четырех военачальниками были армяне:Артавазд Мамиконян, Тачат Андзеваци, Григор-Мушег Мамиконян и Варазтироц Багратуни.
В VIII веке армяне занимали в империи столько высших государственных должностей, что английский византиновед Биссель называет этот век «армянским веком». Подобное утверждение можно услышать и от другого известного ученого — Г. Финлея, подтверждающего, что греческий элемент в тот период играл второстепенную роль в армии и в политике, уступив первенство армянскому.
Греческий историк Г. Кедрини, сообщает, что в VIII-IX вв. численность армян в Понте была настолько велика, что старое название этой провинции вскоре забылось и ее называли Арменией.
Интересен рассказ средневекового историка Себеоса, описывающий эпизод из жизни византийского императора Маврикия. Великий правитель Византии, по утверждению историка, был непутевым Мориком из армянского Ошакана, которого отец выгнал из села, сказав, что он «никогда не станет человеком».
Приехав через много лет на Родину – в Армению, в село Ошакан, Морик, уже будучи императором, гордясь собой, обратился к отцу: «Видишь, отец, я стал императором!». На что старый армянин ответил: «Я ведь не говорил, что ты не станешь императором. Я говорил, что ты никогда не станешь человеком».
У того же Себеоса есть и интересные сведения о Смбате Багратуни, поднявшем восстание против Маврикия. Избежав, благодаря своей силе и ловкости смерти, после подавления мятежа, он вновь был обласкан императором и совершал чудеса храбрости, воюя в Ливии.
Но оттуда, минуя Константинополь, он отплывает в Крым и, высадившись с верным ему отрядом, направляется на север, где на берегу Днепра в 585 году основывает крепость Смбатас.
В дальнейшем на этом месте возник город Киев. Подтверждает это событие и одна из хроник императора Константина Багрянородного: «Русы… спускаются по реке Днепр и собираются в Киевской крепости, называемой Смбатас».
Знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский в своей «Тайной истории» пишет: «Византийская дворцовая гвардия состоит исключительно из физически здоровых и искусных воинов-армян. В дворцовую гвардию до императора Юстиниана I имели доступ только стратиоты-армяне».
После того, как Армения оказалась втянутой в сферу влияния Византии, курапалатами Армении были следующие представители знатных родов, игравших немаловажную роль при Константинопольском дворе: Давид Сааруни (632-635), Теодор Рштуни (636-643), Вараз и Смбат Багратуни (643-654), Амазасп Мамиконян (654-659), Григор Мамиконян (659-683), Ашот Багратуни (683-690), Нерсес Камсаракан (690-695).
При императоре Никифоре I (802 — 811) крупный мятеж был поднят стратигом Армениака Варданом, который провозгласил себя императором и со своими войсками предпринял попытку захвата власти. Но покинутый своими союзниками, был вынужден прекратить борьбу и постричься в монахи.
В период правления Михаила II Травла империю потрясло восстание Фомы Славянина, ранее служившего под командованием Вардана. Он заставил Антиохийского патриарха венчать его на престол и практически подчинил себе всю восточную Византию, кроме Опсикия и Армениака.
В дальнейшем, вынужденный переправиться во Фракию, Фома нашел поддержку именно у армян-переселенцев и у своих соплеменников-славян. Однако, в конечном итоге, ему не удалось взойти на трон, так как он не смог заручиться поддержкой ни греческого, ни армянского большинства империи. И, вдобавок к этому, Фому не признала столичная аристократия и не поддержало духовенство.
Самые ранние источники об армянских переселенцах датируются серединой V века. В них можно встретить сведения, касающиеся предков основателя Армянской (или Македонской) династии Василия — Барсега.
Источники сообщают, что через несколько лет после Аварайрской битвы двое армянских вельмож, Артаван и Газрик Аршакуни, из древнего царского рода, в 460 годы вместе со своими домочадцами переселились в Византию.
Император Лев I разрешил им поселиться в Македонии, где семья Аршакуни проживала сначала в городах Никея и Филиппополь, а потом переехала в Адрианополь, откуда и был родом Василий Армянин (Македонянин).
Многолетние войны, которые вел византийский император – этнический армянин Василий Булгарактон (Болгарабойца) в Х-XI вв. с Болгарией, связаны с именем болгарского царя Самуила.
Интересные данные приводит средневековый историк Асохик, утверждающий, что Самуил (Самвел) является выходцем из армянского гавара (области) Терджан. Вначале он со своим братом служил в одном из армянских подразделений византийской армии, отправленной Василием на войну в Тракию.
Вскоре Самуил с братом поднимают мятеж и переходят на сторону болгар. За годы борьбы с Византией он показал себя как опытный полководец и бесстрашный воин, заслужив уважение и доверие болгар, которые и избрали этого армянина своим царем.
Обнаруженная могила Самуила и греческая надпись на ней говорят о том, что отца его звали Никогайос, мать — Рипсиме, а брата — Давид. Имена, согласитесь, не являющиеся болгарскими.
Есть сведения и о том, что армия Самуила была болгаро-армянской, а всех взятых в плен в войне с Византией воинов-армян он сразу освобождал. Да и дочь свою он выдал замуж за сына Григория (Григора) Таронита (Таронци) — Ашота.
В хронике Матвея Эдесского приведено много официальных документов. Представлено там и письмо Иоанна Цимисхия — императора Византии армянского происхождения, к Ашоту III, царю Армении, в котором изложены подробности восточного похода василевса.
Оно довольно большое, и мы приведем лишь маленький отрывок из него, показывающий взаимоотношения между двумя монархами. «Ашоту, царю царей. Мой духовный сын!
Узнай о чудных делах Божиих, исполненных над нами, и о дивных наших победах… Ибо тебе, как христианину и верному другу царства нашего, будет приятно осведомиться об этом…».
В «Истории Византийской империи» Успенского о периоде, описывающем правление Михаила VII Парапинака, читаем: «Любопытно отметить, что самым важным лицом, защищавшим Константинополь, был Алексей Комнин, племянник бывшего царя Исаака, так как Михаил счел полезным войти в соглашение с этой семьей, для чего вызвал из ссылки вдову Иоанна Комнина Анну с сыновьями и выдал за старшего из них Исаака Ирину, племянницу императрицы Марии, дочери армянского царя Баграта IV».
Таких фактов в истории Византийской империи — великое множество. Мы привели лишь часть из них…
Подборка Ваграма АГАДЖАНЯНА
Главного редактора газеты "Третья Сила Плюс"
Может, властям Армении стоит восполнить этот пробел и поставить памятник принцессе в Ереване, чтобы тысячи туристов из России знали правду о крещении Руси?
Армянская принцесса Анна, крестившая Русь, её братья Константин VIII и Василий II Болгаробойца, происходящие из царского рода Армянских Аршакидов, несправедливо забыты в Москве. Хотя именно им Россия, а также Украина и Белоруссия обязаны наличием христианской веры...
По дружному мнению всех авторитетных ученых, именно при Армянской династии Византийская империя достигла наивысшего расцвета и могущества. После ее ухода началось падение империи.
В трудах представителей советской и российской исторической школы в отношении императоров, правивших Византийской империей в 867-1056 годах, используется термин «Македонская династия». В нерусскоязычной исторической литературе применяется в основном термин «Армянская династия» («Armenian dynasty»). Сторонники использования этого названия — а их подавляющее большинство в мире — считают, что оно более точно, чем термин «Македонская», так как при этой династии десятки византийских императоров, в том числе основатель династии — Барсег-Василий I, а также многие представители военной элиты и чиновничества империи имели исключительно армянское происхождение.
По утверждению П. Хараниса — авторитетного византиниста, специализирующегося на вопросах исторической демографии, каждый император на византийском троне — от начала царствования Василия I до кончины Василия II — имел армянское или частично армянское происхождение. По дружному мнению всех авторитетных ученых, именно при этой династии Византийская империя достигла пика своего могущества.
Остается только гадать, почему российские историки избегают названия «Армянская династия» («Armenian dynasty»)…
***
В 395 году н. э. умер последний император единой Римской империи – Феодосий Великий, и Римская империя раскололась на Восточную часть и Западную. В Западной Римской империи, в Риме, царствовал один сын Феодосия – Гонорий, а в восточной, в Константинополе, другой его сын – Аркадий.
Восточная Римская империя получила наименование Византийская от первоначального названия Константинополя – Византия, ныне это Стамбул, второй по значению город в Турции.
Западная Римская империя пала под ударами северных племён, а Восточная (Византия), где власть делили между собой два её основных этноса – греки и армяне, стала усиливаться. Византия вела настолько успешные войны, что отвоевала у северян, персов и арабов почти все владения Римской империи и стала сверхдержавой того времени.
Балканы, Малая Азия, Малая Армения и часть Великой Армении, Сирия, Палестина, Италия, юг нынешней Франции, Испания, Португалия и вся северная Африка, Грузия – вот что имела Византия в период своего наивысшего могущества.
Средиземное море от побережья Киликии до Гибралтарского пролива было фактически внутренним морем империи. Византия владела также полуостровом Крым и частью северного побережья Чёрного моря.
На страже этого могущества стояли прекрасно вооруженные и вымуштрованные греко-армянские легионы и военно-морской флот, имевший в своём составе только крупных боевых судов до 250 единиц.
Византийцы стали общаться со славянами с момента их появления на исторической арене ещё до прихода Рюрика и варягов, с возникновением города Киева – матери городов русских, 1500 лет назад.
В IX веке началось формирование древнерусского государства, где преемники Рюрика стали налаживать отношения с Византией. Времена сотрудничества нередко прерывались войнами.
В описываемый период Великим князем Киевским был Владимир Красное Солнце – внук Великой княгини Ольги, сын Великого князя Святослава и рабыни Малки (Малушки). Ещё до 988года, до Владимира, его бабушка — Великая княгиня Ольга — побывала в Византии и приняла христианство.
Теперь нужно обратить внимание, кто же с такой настойчивостью пытался христианизировать Киевскую Русь, кто конкретно правил Византией в этот период.
Это были представители одной правящей династии -прославленной Армянской (Македонской) династии византийских императоров, родоначальником которой был Василий I Армянский (Македонский), армянин по национальности, происходящий из рода армянских царей, который так и назывался – Армянские Аршакиды.
А название Македонская династия получила потому, что начала восхождение к императорской власти из фемы (административной единицы Византийской империи) под названием Македония.
Интересен тот факт, что, став самодержавным единоличным правителем Византийской империи, Василий I приехал в армянские провинции империи, находящиеся в Малой Азии и крестился в армянской церкви по армянским обычаям. Это был период наивысшего расцвета и могущества империи.
Потомки и преемники основателя династии — Барсега-Василия — достойно продолжили его дело. Крёстным отцом Великой княгини Ольги был Константин VII Порфирородный (Багрянородный) — этот император был автором трактатов «Об управлении государством», «О церемониях» и т.д.
Ещё один император Иоанн I Цимисхий (Чэмшкик, на западно-армянском диалекте) нанёс тяжелое поражение Святославу на Балканах под крепостью Доростол. В 988 году в Византии правил Василий II Болгаробойца, И он, и его сестра – прекрасная принцесса, Анна руки которой добивались многие правители Европы и восточных стран – были этническими армянами.
***
Неоспоримым является тот факт, что правитель Киевской Руси — Владимир, уже женатый на Рогнеде по языческим обычаям (по другим данным, он был многоженец, а наложниц была не одна сотня) начал войну с империей, возжелав сестру византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII – принцессу Анну.
Этот брак сразу же выдвинул Владимира в первый ряд земных правителей, а влияние Киевской Руси значительно усиливалось. Брачное предложение киевского князя рассматривалось длительное время, и сестра византийских императоров – принцесса Анна поначалу была против этого брака, так как ходили слухи о многочисленных наложницах Владимира. Но родственники Анны смотрели на этот вопрос через призму геополитики.
Багрянородная Анна с армянским упрямством долго отказывалась выйти замуж за Владимира, доколе последний не принял крещение по христианским обычаям. Армянская принцесса поставила жесткое условие перед Владимиром: он должен был креститься, стать христианином и отвергнуть языческих идолов.
Владимиру ничего не оставалось как принять крещение и отказаться от своих многочисленных языческих жен, не говоря о нескольких сотнях наложниц. Он смиренно ответил согласием, и Анна отправилась в Киев, где стала его супругой.
С этого момента Киевская Русь была христианизирована и вошла идеологически в сообщество передовых стран Европы, а правящие круги Руси породнились с правителями одной из самых могущественных держав мира. При крещении Владимир получил имя своего армянского шурина -Василий.
После этого Владимира стали называть Крестителем, а впоследствии он был канонизирован – стал святым. Владимир подарил Василию II шесть тысяч русских воинов, которые были размещены в армянской крепости Баберд и использовались императором для борьбы с внешними и внутренними врагами.
Анна родила Владимиру Бориса и Глеба – первых русских святых и дочь Марию, которая вышла замуж за польского короля. Борис и Глеб погибли во время смуты после смерти их отца — Владимира. Что касается Марии, то не исключено, что именно её под именем Людмилы изобразил А.С. Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила». Скорее всего, Людмила – это было её языческое имя, а Мария – христианское.
В 1056 году Македонская, а на самом деле Армянская династия в Византии сошла с исторической арены, к власти пришёл Константин Мономах, а в Киевской Руси через его внука Владимира Мономаха — Мономаховичи.
Но христианство, православие, привнесённые на Русь армянской принцессой Анной и ее братьями – осталось. Впоследствии, после ухода с исторической арены Армянской династии, начался упадок империи — Византия «съёжилась» до границ Греции, пока окончательно не пала под ударами турок в 1453 году.
В летописях Анну именуют «грекыня», «греческая царевна». Исторические архивы позже многократно «подчищались». К сожалению, армянская принцесса и её братья Константин VIII и Василий II Болгаробойца, происходящие из рода Армянских Аршакидов, оказались несправедливо забытыми.
Примечательно, что власти России отказываются поставить памятник армянской принцессе Анне, хотя именно им Россия, а также Украина и Белоруссия обязаны наличием христианской веры. Может, властям Армении стоит восполнить этот пробел и поставить памятник принцессе в Ереване, чтобы тысячи туристов из России знали правду о крещении Руси?
***
Армяне стали компактно проживать на территории Византии с IV века, и вплоть до XIII века их присутствие в империи продолжало возрастать. Этому процессу способствовало несколько факторов. Во-первых, нестабильное положение в самой Армении, постоянно находящейся в состоянии конфликта с более могущественными соседями. Во-вторых, потеря Арменией своей государственности после ее раздела между Византией и Персией.
Оказавшиеся не у дел, армянские князья, привыкшие к военной и административной службе, устремились в Византию, надеясь там использовать свои знания и таланты. Перебирались они на Запад не одни, а со своими домочадцами, крестьянами и вооруженными боеспособными личными отрядами.
Отметим, что и политика Византии способствовала переселенческим процессам, так как многие императоры любили проводить подобные акции, переселяя армян, к примеру, в Македонию, а славян — в Малую Азию.
Известны примеры массовых перемещений армян на Кипр, Крит, на Балканы и в Киликию, где возникали довольно-таки крупные как военные, так и культурные очаги.
Поселения армян на окраинах империи заложили фундамент возникновения немного устройства в Византии, так как поселенцы в своей массе были теми самыми привязанными к земле воинами, получившими название стратиотов.
Что касается военных, то начиная с зарождения империи, все Византийские монархи набирали своих телохранителей и дворцовую гвардию исключительно из армян.
Эта тенденция еще более усилилась, когда престол стали занимать представители армянских царских или княжеских родов. А опорой императорской власти были именно те подразделения, которые располагались в Константинополе.
Армянские отряды, особенно конницу, принимали в Византии с распростертыми объятиями, давая высокие звания и посты их командирам, поощряя хорошими вознаграждениями воинов.
Такое отношение к воинству Армении было неслучайным: армянская конница в античные времена и в средние века считалась непобедимой и была в почете еще со времен древнего Рима — ее поддержкой всегда стремились заручиться правители как Запада, так и Востока.
Крупные армянские соединения в различные периоды императоры размещали не только в столице и на Востоке: в Сирии, Киликии, Каппадокии, Анатолике, Армениаке и Опсикие. Известны армянские военные поселения в Италии (Равенна) и на Сицилии.
При Юстиниане Iнаходившиеся на Аппенинском полуострове несколько полностью укомплектованных армянами армий освободили Италию от готов, а их знаменитый военачальник Нерсес стал правителем этой западной провинции.
Пользовались большим уважением воины-армяне в Болгарии и Северной Африке. О бесстрашии армянских соединений ходили легенды. За время существования Византии, более сотни армян-военачальников вошли в историю, как великие полководцы, командующие армиями, флотом, стратиги фем.
Добавим, что кроме императоров и военачальников, большую роль в жизни Византии играли армянское чиновничество и купечество. Многочисленные армяне-ученые преподавали в университете, в школах и монастырях, писали исторические и философские труды.
Немало армян занимало высокие духовные должности, а несколько из них побывало и на Константинопольском патриаршем престоле. Особую славу приобрели армянские строители, художники и архитекторы, руками которых было воздвигнуто множество великолепных сооружений.
Особой строкой необходимо упомянуть и об армянских вельможах. В своем большинстве являясь потомками древних родов, они постепенно переселились в Византию, а уже оттуда — по всей Европе, где вошли в родство со многими известными фамилиями, вплоть до царских. Армянское дворянство сыграло значительную роль в истории Болгарии, Румынии, Венгрии, Польши, Грузии, выдвинув из своих рядов правителей, видных военачальников и дипломатов этих стран.
Ну и, конечно, велика ее роль в византийской истории, на престоле которой побывало, как минимум, свыше тридцати императоров, имеющих армянское происхождение, большинство из которых и являлись представителями этих родов.
Мы не включили в череду этих 30 императоров-армян представителей Аморийской (Фригийской) династии, хотя многочисленные факты периода их правления позволяют отнести и Аморийцев к выходцам из армянского рода. Приведем некоторые, из привлекших наше внимание, моменты.
Основатель династии Михаил в свое время начинал службу вместе со Львом Армянином у страгика Вардана. Вардан же, как и многие военачальники того времени, предпочитал окружать себя своими соотечественниками, в число которых, вероятнее всего, входил и Михаил Травл. Он был выходцем из города Аморий, являющегося центром иконоборчества. Иконоборческую же знать составляли в большей своей массе армянские вельможи.
Наставником сына Михаила, Феофила, был армянин Иоанн Грамматик. При его дворе расцвел талант другого ученого-армянина Льва Математика. Многие из военачальников императора Феофила были армяне и один из них, Самвел, однажды спас жизнь Феофила. Армянкой была и его жена - Феодора Мамиконян, а также зять императора.
При сыне Феофила -Михаиле III — политику при дворе определял его дядя Вардан. Второй дядя, Петрос — стратиг Фракийской фемы, ведал всеми военными делами. При содействии Вардана на патриарший престол был посажен философ Фотий, также имеющий армянские корни.
Именно этот патриарх способствовал возрождению константинопольской высшей школы, что постепенно превратило Византию в очаг просвещения и культуры на фоне варварства, царившего в те годы в приграничных странах.
Полководец Нерсес (478-568), будучи экзархом Италии, прославился не только как талантливый военачальник, но и как правитель, поощряющий и финансирующий строительство.
С его именем связывают основание города Медолианума — нынешнего Милана, а также возведение в Равенне нескольких церквей, считающихся шедеврами раннего средневековья. История сохранила имена и таких известных армян — экзархов Италии как Исаак Армянин (VII в.), Алессио (Алекс) и Мусселе (Мушег) (IX в.).
В Византии на начальном этапе ее истории не существовало наследственности царского престола. Любой узурпатор, захватив власть, становился законным императором. И это обосновывалось следующим образом: монарх правит при помощи Бога, а если его свергают, то значит, что Бог не с ним, и выбор Божий пал на узурпатора, которому и следует подчиняться.
Историк А. П. Каждан приводит интересную легенду, отражающую представление о связи, существующей между Богом и императором. «По его словам (императора Константина Багрянородного с армянскими корнями), император Константин, основатель византийской столицы и первый Василевс-христианин, получил от божьего ангела императорский наряд и корону, которые хранились в храме св. Софии и служили облачением императоров по большим праздникам. Это было божественное облачение, подчеркивающее мистическую природу власти василевса. И вместе с тем император не имел права надевать эти одежды, когда ему вздумается или вынести их из храма, или изготовить подобные им: в противном случае его следовало подвергнуть анафеме.
Однажды император Лев IV нарушил этот запрет и вопреки воле патриарха облачился в божественные одежды; возмездие не заставило себя долго ждать — на лбу нечестивого императора вскочил карбункул, и вскоре Лев в страшных муках распрощался с жизнью. С тех пор император при коронации должен был приносить клятву, что он не станет нарушать порядков, установленных издревле».
Храм святой Софии в Константинополе является шедевром архитектурного мастерства. Он построен под руководством двух талантливых архитекторов, выходцев из Малой Азии. По версии многих историков, Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были армянами.
Этот факт подтверждает и Стржиговский, утверждая, что «по своей концепции храм св. Софии — чисто армянский». Кстати, и восстанавливал этот храм после землетрясения 989 года армянский архитектор Тиридат. Анфимий и Исидор Младший участвовали и в возведении Церкви Святых Апостолов, служившей до XI века основным местом захоронения императоров Византии. После падения Константинополя в 1453 г. церковь была разрушена.
О многочисленности и силе армян Константинополя рассказывает Лев Математик, описывая эпизодические и редкие армяно-греческие столкновения в Константинополе в 967 году, когда были даже раненые с обеих сторон, и очевидцем которых он являлся. Масштабность междoусобиц столичных жителей свидетельствует о практически равном численном соотношении армян и греков.
В 778 году, когда Византия начала военные действия против арабов, из пяти византийских армий в четырех военачальниками были армяне:Артавазд Мамиконян, Тачат Андзеваци, Григор-Мушег Мамиконян и Варазтироц Багратуни.
В VIII веке армяне занимали в империи столько высших государственных должностей, что английский византиновед Биссель называет этот век «армянским веком». Подобное утверждение можно услышать и от другого известного ученого — Г. Финлея, подтверждающего, что греческий элемент в тот период играл второстепенную роль в армии и в политике, уступив первенство армянскому.
Греческий историк Г. Кедрини, сообщает, что в VIII-IX вв. численность армян в Понте была настолько велика, что старое название этой провинции вскоре забылось и ее называли Арменией.
Интересен рассказ средневекового историка Себеоса, описывающий эпизод из жизни византийского императора Маврикия. Великий правитель Византии, по утверждению историка, был непутевым Мориком из армянского Ошакана, которого отец выгнал из села, сказав, что он «никогда не станет человеком».
Приехав через много лет на Родину – в Армению, в село Ошакан, Морик, уже будучи императором, гордясь собой, обратился к отцу: «Видишь, отец, я стал императором!». На что старый армянин ответил: «Я ведь не говорил, что ты не станешь императором. Я говорил, что ты никогда не станешь человеком».
У того же Себеоса есть и интересные сведения о Смбате Багратуни, поднявшем восстание против Маврикия. Избежав, благодаря своей силе и ловкости смерти, после подавления мятежа, он вновь был обласкан императором и совершал чудеса храбрости, воюя в Ливии.
Но оттуда, минуя Константинополь, он отплывает в Крым и, высадившись с верным ему отрядом, направляется на север, где на берегу Днепра в 585 году основывает крепость Смбатас.
В дальнейшем на этом месте возник город Киев. Подтверждает это событие и одна из хроник императора Константина Багрянородного: «Русы… спускаются по реке Днепр и собираются в Киевской крепости, называемой Смбатас».
Знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский в своей «Тайной истории» пишет: «Византийская дворцовая гвардия состоит исключительно из физически здоровых и искусных воинов-армян. В дворцовую гвардию до императора Юстиниана I имели доступ только стратиоты-армяне».
После того, как Армения оказалась втянутой в сферу влияния Византии, курапалатами Армении были следующие представители знатных родов, игравших немаловажную роль при Константинопольском дворе: Давид Сааруни (632-635), Теодор Рштуни (636-643), Вараз и Смбат Багратуни (643-654), Амазасп Мамиконян (654-659), Григор Мамиконян (659-683), Ашот Багратуни (683-690), Нерсес Камсаракан (690-695).
При императоре Никифоре I (802 — 811) крупный мятеж был поднят стратигом Армениака Варданом, который провозгласил себя императором и со своими войсками предпринял попытку захвата власти. Но покинутый своими союзниками, был вынужден прекратить борьбу и постричься в монахи.
В период правления Михаила II Травла империю потрясло восстание Фомы Славянина, ранее служившего под командованием Вардана. Он заставил Антиохийского патриарха венчать его на престол и практически подчинил себе всю восточную Византию, кроме Опсикия и Армениака.
В дальнейшем, вынужденный переправиться во Фракию, Фома нашел поддержку именно у армян-переселенцев и у своих соплеменников-славян. Однако, в конечном итоге, ему не удалось взойти на трон, так как он не смог заручиться поддержкой ни греческого, ни армянского большинства империи. И, вдобавок к этому, Фому не признала столичная аристократия и не поддержало духовенство.
Самые ранние источники об армянских переселенцах датируются серединой V века. В них можно встретить сведения, касающиеся предков основателя Армянской (или Македонской) династии Василия — Барсега.
Источники сообщают, что через несколько лет после Аварайрской битвы двое армянских вельмож, Артаван и Газрик Аршакуни, из древнего царского рода, в 460 годы вместе со своими домочадцами переселились в Византию.
Император Лев I разрешил им поселиться в Македонии, где семья Аршакуни проживала сначала в городах Никея и Филиппополь, а потом переехала в Адрианополь, откуда и был родом Василий Армянин (Македонянин).
Многолетние войны, которые вел византийский император – этнический армянин Василий Булгарактон (Болгарабойца) в Х-XI вв. с Болгарией, связаны с именем болгарского царя Самуила.
Интересные данные приводит средневековый историк Асохик, утверждающий, что Самуил (Самвел) является выходцем из армянского гавара (области) Терджан. Вначале он со своим братом служил в одном из армянских подразделений византийской армии, отправленной Василием на войну в Тракию.
Вскоре Самуил с братом поднимают мятеж и переходят на сторону болгар. За годы борьбы с Византией он показал себя как опытный полководец и бесстрашный воин, заслужив уважение и доверие болгар, которые и избрали этого армянина своим царем.
Обнаруженная могила Самуила и греческая надпись на ней говорят о том, что отца его звали Никогайос, мать — Рипсиме, а брата — Давид. Имена, согласитесь, не являющиеся болгарскими.
Есть сведения и о том, что армия Самуила была болгаро-армянской, а всех взятых в плен в войне с Византией воинов-армян он сразу освобождал. Да и дочь свою он выдал замуж за сына Григория (Григора) Таронита (Таронци) — Ашота.
В хронике Матвея Эдесского приведено много официальных документов. Представлено там и письмо Иоанна Цимисхия — императора Византии армянского происхождения, к Ашоту III, царю Армении, в котором изложены подробности восточного похода василевса.
Оно довольно большое, и мы приведем лишь маленький отрывок из него, показывающий взаимоотношения между двумя монархами. «Ашоту, царю царей. Мой духовный сын!
Узнай о чудных делах Божиих, исполненных над нами, и о дивных наших победах… Ибо тебе, как христианину и верному другу царства нашего, будет приятно осведомиться об этом…».
В «Истории Византийской империи» Успенского о периоде, описывающем правление Михаила VII Парапинака, читаем: «Любопытно отметить, что самым важным лицом, защищавшим Константинополь, был Алексей Комнин, племянник бывшего царя Исаака, так как Михаил счел полезным войти в соглашение с этой семьей, для чего вызвал из ссылки вдову Иоанна Комнина Анну с сыновьями и выдал за старшего из них Исаака Ирину, племянницу императрицы Марии, дочери армянского царя Баграта IV».
Таких фактов в истории Византийской империи — великое множество. Мы привели лишь часть из них…
Подборка Ваграма АГАДЖАНЯНА
Главного редактора газеты "Третья Сила Плюс"
Комментариев нет:
Отправить комментарий