суббота, 17 августа 2024 г.

ГЛАВНЫЙ РАВВИН АРМЕНИИ: "МИР СТОИТ НА ДВУХ НОГАХ - ОДНА НОГА В ИЗРАИЛЕ, ДРУГАЯ - В АРМЕНИИ"

Не так давно главный раввин Армении Гершон Меир Бурштейн (на снимках) в интервью российским СМИ заявил следующее: "Более 15 лет назад я дал интервью армянской газете "Третья Сила", в котором сказал, что этот мир стоит на двух ногах — одна в Израиле, другая — в Армении". Действительно наша газета опубликовала интервью с господином Бурштейном под заголовком "Этот мир стоит на двух ногах — одна в Израиле, другая — в Армении". Любопытно, что российские СМИ не удосужились придумать что-то новое и использовали именно наш заголовок, автор которого главный редактор газеты "Третья Сила" Ваграм Агаджанян. Вашему вниманию представляем это интервью с некоторыми сокращениями. 

***

- Вы прибыли Армению в непростой для нее послевоенный период как посланник Любавичского ребе. Почему Вы избрали Армению местом своего служения?

- Я родился в Армении и отношусь к небольшому на сегодняшний день количеству евреев, которые появились на свет в Армении не в смешанных семьях. Таковых сейчас очень мало. Мои родители прибыли сюда в начале 1950-х годов, когда моего отца заинтересовало, почему его родная сестра, которая была эвакуирована из Одессы в начале 1941 года, перед взятием Одессы, не вернулась в Украину. Отец мой, который сам воевал в двух войнах, разыскивал ее и нашел. 
В Ереване отцу импонировало уважительное отношение к евреям. Тем более, что в это время в Одессе уже очень многие люди погибли и воспоминания о погибших братьях были очень тяжелыми. Его сестра в то время была главным метрдотелем гостиницы "Ереван". В Армении ему импонировало отсутствие антисемитизма, с которым приходилось сталкиваться в Украине. Несмотря на то, что Одесса была многонациональной, там случались еврейские погромы. Так мой отец и остался в Армении. И я удостоился родиться в Ереване.

В 1990-е годы я был одним из инициаторов создания еврейской общины Армении. Еще во второй половине 1980-х годов, в период "перестройки", после того как основная масса несмешанных, и идеологически готовых к выезду в Израиль покинуло Армению, в Ереване оставалась еще часть ребят, задействованных в "надомном еврействе", которое имело место быть с конца 1960-х, в 1970-х и начале 1980-х годов. Советская действительность не позволяла проявлять открыто приверженность к еврейской религии, Традиции, открытое проявление любви к Израилю и т.д. Эти молодые люди и стали теми инициаторами легализации еврейской жизни в Армении. Среди них особенно активными были Игорь Улановский, Александр Стольберг, Вилли Вайнер, Александр Шейнин, немножечко я и другие ребята. Первая структура называлась «Арев» — Центр изучения культуры еврейского наследия. Это АРмяно - ЕВрейская аббревиатура, плюс "арев" на армянском означает "солнце", а на еврейское языке — "гарант, поручитель". 

Кстати, скоро в Ереван приедет Борух Лившиц (был актером камерного театра), который вместе с Анной Лифшиц были одной из первых советских молодых еврейских религиозных семей в Армении. К сожалению, созданная нами структура больше инициировалась активностью еврейской молодежи. Поэтому я предложил перенести ее в русло чисто еврейского интереса. Не все тогда верили, что возможно создание общины. Была вторая половина 1980-х годов: Армению тогда покинула большая часть несмешанных еврейских семей. Шла уже "перестройка", и на ее фоне в 1986-1987 годах мы начали, как говорил царь Соломон, "собирать камни" - буквально по крупицам. В 1991 году в стенах медицинского института, где я работал, состоялось первое учредительное собрание, на котором я и Игорь Улановский были избраны сопредседателями общины. В становлении общины также принимали участие Александр Стольберг (основатель Культурного центра Армении "Тхия", Анатолий Труц (сопредседатель "Тхии"), Вилли Вайнер (преобразовал "Тхию" в "Менора"), Александр Шейнин, Александр Добин, Этель Шварцман и Римма Феллер. На тот момент я уже был религиозным человеком, с 1987 года я одел кипу и по сегодняшний день ее не снимаю. Я отдал предпочтение более религиозному, нежели сионистскому мышлению.

- Как евреям живется в Армении?

- Евреи живут в Армении давно. Большая часть евреев настолько интегрировалась, что появилось очень много смешанных семей. Хотя моя вторая жена, московская еврейка, вернулась в Москву, поскольку ей было сложно перенести тяготы жизни в Ереване. Дай Бог ей в Москве обрести счастье. Порядка 99% покинувших Армению еврейских семей переехали в Израиль. По пальцам руки можно пересчитать семьи, уехавшие в США или Германию. Тогда в газете "Аравот" появилась колкая статься со следующим посылом: когда стало тяжело в Армении, евреи ее покинули. В ответ я выступил со статьей, где объяснил, что евреи уезжают в Израиль в непростое время, когда и там неспокойно, с учётом ситуации в Ираке. Ведь евреи уезжали на Родину не в шоколадные условия, а в очень серьезные. В статье я также пожелал, чтобы в процессе возрождения Армении армяне тоже возвращались на Родину. 

Я родился в Армении и вернулся в нее как раввин для того, чтобы возрождать еврейское мышление, самоопределение, работать с последствиями ассимиляции. Многие представители общины, даже взрослые, не имели еврейского воспитания, национального самоопределения, соблюдения еврейских законов, связи со строительством Третьего (Иерусалимского) храма. Это все является целью моего нахождения в Армении. Хоть евреи и говорят друг другу во время прощания "В будущем году — в отстроенном Иерусалиме!", мы в Армении не считаем здесь себя гостями, мы — неотъемлемая часть Армении. Да, нас мало, но в плане влияния среди общин национальных меньшинств еврейская община довольно-таки значима. Это чувствовалось всегда во время совещаний в Совете национальных меньшинств при двух президентах, куда я входил в течение 15 лет — с 2000 по 2015 гг. И сейчас, когда президентская форма правления сменилась на парламентскую, этим занимается отдельная структура при правительстве. Я пока не являюсь членом совета, но вскоре войду в него снова, чтобы защищать традиционно еврейскую позицию, связанную с еврейской культурой, традицией и религией.

- К сожалению, люди за пределами Армении мало осведомлены о вкладе еврейской общины в развитие армянского общества. О чем или о ком им стоит больше знать?

- Это глобальный вопрос. Евреи себя проявили в таких сферах, как театр, искусство и наука. Еще до "перестройки" в Армении была большая плеяда еврейских врачей и ученых. Среди видных представителей еврейства был известный математик, академик Игорь Заславский. Хочу также отметить вклад ботаника, академика Георгия Файвуша, который очень достойно участвует в жизни еврейской общины Армении и обучает ивриту.  Дай Бог ему здоровья! У нас есть знаменитый композитор, руководитель камерного хора Вилли Вайнер, который родился в Армении и занимает активную позицию в жизни общины.

Было много возможностей, которые мы предлагали интегрировать и привлекать в Армению для улучшения как экономического, так и стратегического положения. К сожалению, начиная с 1991 года не состоялись встречи, к которым мы пытались подвести первое руководство Армении во главе с президентом Левоном Тер-Петросяном. Мы предлагали сближение Армении с Израилем на тех уровнях, которые сегодня имеются у Израиля с азербайджанской стороной. Первой страной, куда приехали посланники из Израиля в постсоветский период, была Армения. Но тогда ни у президента, ни у мэра Еревана Амбарцума Галстяна не нашлось времени встретиться с этими людьми по каким-то своим соображениям. И эти люди уехали в Азербайджан и подписали договоры, которые работают по сегодняшний день. Хотя и после этого посланники Израиля прилагали усилия, чтобы сблизить Армению и Израиль. Причем не только на уровне аграрных программ, но и на уровне более серьезных программ. 

Со своей стороны я надеюсь, что мудрость должна возобладать. Должно прийти понимание того, что имеется опыт, который позволяет противостоять давлению многих стран и доказывать право жить на своей исконной земле. Надеюсь, что со временем этот мост между Арменией и Израилем заработает. Более 15 лет назад в газете "Третья сила" я написал большую статью о подходах к возрождению Армении и Израиля. Там я сказал, что этот мир стоит на двух ногах — одна в Израиле, другая — в Армении, и чем больше стабильности в этих странах, тем стабильнее будет во всем мире.

- Почему именно так?

- Гора Араратская является местом, куда причалил Ковчег Ноя — это точка, где возрождается новая жизнь после Потопа. А Иерусалим — точка, где будет возрождаться новая жизнь. Там был Первый храм, Второй храм и будет Третий храм, который в еврейском знании значится как Храм для всех народов. То есть это тоже своеобразная точка нового мира, который также именуется мессианской эрой – эры признания Творца как единственное начало, которое всё сотворило и которому всё подвластно. Поэтому происходящее в Армении и Израиле в плане сохранения или несохранения мира очень важно. В точках, где возрождается жизнь, должно быть особое понимание ценностей жизни и мира. Когда внутри индивидуумов и народов, живущих там, наступает мир, то он распространяется на всю планету. Это не просто красивые слова, это мое мнение, которое поддерживают многие духовные лидеры, знающие глубоко структуры мира. Так оно и будет. С Божьей помощью мы сможем привести этот мир к спокойствию и равновесию, которым мир должен жить.

- В своем интервью десятилетней давности Вы заявили буквально следующее: в XX веке армянская и еврейская нации поняли, что означает безразличие людей, «поскольку во времена как Геноцида армян, так и Холокоста мир сохранял молчание, последствием которого и стал геноцид». Как Вы думаете, почему мир до сих пор молчит, когда сталкивается со злодеяниями? Виноваты ли в этом сами евреи и армяне?

- Да, во времена Холокоста и Геноцида армян мир молчал, на руках этих стран много армянской и еврейской крови. Почему молчат? На этот вопрос гениально ответил бывший главный раввин Израиля Йона Мецгер во время своего визита в Армению, где он посетил Цицернакаберд и встретился с армянским католикосом. От имени религиозного еврейства он заявил, что произошедшее с армянским народом является Геноцидом. По словам Мецгера, нужно это признать и не путать мораль с политикой, поскольку непризнание того, что относится к морали, становится аморальным. Йона Мецгер также призывал Кнессет признать Геноцид армян. В этом смысле есть большая мудрость, которая состоит в том, что самое главное — признание народами. Кстати, много выходцев из Армении, среди которых есть и евреи, оказывают давление на правительство в плане признания Геноцида армян и запрета на поставки израильского оружия Азербайджану. Конечно, мир должен признавать мораль, но признание морали от политиков — сложная задача. Виновны ли в этом армяне и евреи? Это очень сложный вопрос. Я не берусь на него ответить. Но если бы во всех странах наши диаспоры могли выступить единым фронтом, переступив условности, то это был бы гораздо более сильный лоббинг интересов еврейского и армянского народов, а также интересов Израиля и Армении. В 2005 году мой визит в Калифорнию не привел к желаемой цели — не удалось объединить за одним столом представителей армянской и еврейской диаспор. Видимо, плод совместного созидания еще не созрел, но я верю, что это еще впереди. Плод обязательно созреет

- Евреи и армяне имеют взаимоотношения с глубокой древности. Какие события в этой истории Вам кажутся наиболее значимыми?

- Важно не прошлое, а какие уроки из него мы выносим сегодня. Великая Армения исторически являлась местом проживания значимых еврейских общин. Об этом пишет историк Иосиф Флавий во время своего визита в Армению. В Армении неизвестны случаи еврейских погромов, антиеврейских движений или насильственного крещения, которые были, например, в Испании, откуда евреи бежали. Евреи также бежали из Ирака, Польши, Румынии Много можно перечислить стран. В этом плане история Армении не запятнана такими воспоминаниями, а значит это дает платформу и надежду для созидания, объединения усилий в духовных и материальных началах. Думаю, этот опыт — самое лучшее, что могут вынести из своей древней истории как армянский, так и еврейский народы.

- Чего больше всего не хватает армяно-еврейским отношениям?

- Нашим отношениям не хватает таких личностей, как Тигран Великий и царь Соломон, к которому приезжали учиться мудрости представители многих стран. Если бы у нас были такие личности, то сегодня мы бы говорили о Великой Армении и о Великом Израиле, которые были во времена наших царей.

- У каждого человека есть своя мечта. О чем мечтает главный раввин Армении?

- Если возвращаться к теме нашей беседы, то я бы хотел, чтобы Армения пришла к такому уровню развития, как Израиль. К той форме защищенности и возможности отпора любому врагу, к той форме единения внутри народа, которая есть в еврейском народе. При всех многочисленных мнениях есть цельная программа развития Эрец Израэль (Земли Израильской), еврейского государства, строительства Третьего храма, который откроет новую эру мессианства. Мечтаю, чтобы мир и гармония были как внутри человека, так и внутри нации. Это очень важный момент.

Сегодняшний мир очень разрознен. Чем больше мы понимаем, что близки друг другу и взаимозависимы, тем больше проявляется разрозненность мира. Самое главное, о чем я мечтаю: чтобы все человечество поняло — этот мир сотворен единым Творцом, и Он один и неделим. Он является Творцом, который создал всё. Мы должны быть благодарны Всевышнему. Если мы примем тот факт, что всё принадлежит Всевышнему, в том числе и наше дыхание, нам нечего будет делить между собой. Тогда мы объединимся, чтобы улучшать этот мир и делать его таким, каким Всевышний хочет его видеть. Амен, чтобы так и было. Чтобы я смог дожить до этих времен вместе с Вами

https://russia-armenia.info/node/83596?ysclid=lzy7117tco165725803

***

"АРМЯНАМ И ЕВРЕЯМ НАДО БЕРЕЧЬ ДРУГ ДРУГА": ГЛАВНЫЙ РАВВИН АРМЕНИИ

У армянского и еврейского народов много общего, а армянская ментальность не вполне кавказская, скорее ближневосточная, об этом говорят сами армяне, заявил в интервью изданию "Детали" главный раввин Армении Гершон Бурштейн.

"Склонность к абстрактному мышлению. Горькое чувство юмора. Буква "шин" в армянском алфавите. Врожденный демократизм. Армянская ментальность не вполне кавказская, скорее ближневосточная, об этом говорят сами армяне. Более того, мы и внешне похожи. Не все, конечно, но есть такой армянский фенотип, который сложно отличить от еврейского.

И наконец, как и евреи, армяне — глобальная нация. Большая часть народа живет за пределами своей исторической территории. Нет страны, где нету евреев; нет страны, где нету армян. Это два народа-изгоя, которые тысячелетиями доказывают свое право жить на исторической родине, что многими отрицается. Есть даже юдофильский анекдот: "Армяне, берегите евреев — покончат с ними, возьмутся за вас!". Или по-другому: "Евреи, берегите армян, покончат с ними, возьмутся за нас!". Мораль простая: надо беречь друг друга", — отметил он.

Главный раввин Армении подчеркнул, что Армения — "одна из немногих стран, откуда евреи уезжают в Израиль по идеологическим соображениям, но ни один не уехал из-за национальной нетерпимости": "В досоветские времена в Ереванской губернии евреи составляли около 17% горожан, это очень много. Вы не найдете ни одного упоминания о погромах или изгнании отсюда евреев. Больше того, Армению в свое время называли страной свободных евреев: здесь никогда не было черты оседлости, евреи свободно жили во всех больших городах. Даже еврейская энциклопедия не отмечает фактов антисемитизма в Армении".

Ранее в интервью армянской газете "Третья Сила"  главный раввин Армении Гершон Бурштейн заявил, что "этот мир стоит на двух ногах — одна в Израиле, другая — в Армении, и чем больше стабильности в этих странах, тем стабильнее будет во всем мире".

***
*

CHIEF RABBI OF ARMENIA: "THE WORLD STANDS ON TWO LEGS - ONE FOOT IN ISRAEL, THE OTHER IN ARMENIA"

Not so long ago, the Chief Rabbi of Armenia, Gershon Meir Burstein (in the pictures), said the following in an interview with Russian media: "More than 15 years ago, I gave an interview to the Armenian newspaper "The Third Force", in which I said that this world stands on two legs one in Israel, the other in Armenia." Indeed, our newspaper published an interview with Mr. Burstein under the headline "This world stands on two legs one in Israel, the other in Armenia." It is curious that the Russian media did not bother to come up with something new and used our headline, the author of which is the editor-in-chief of the newspaper "The Third Force" Vahram Aghajanyan. We present to your attention this interview with some abbreviations.

***
- You came to Armenia in the difficult post-war period as an envoy of the Lubavitcher Rebbe. Why did you choose Armenia as your place of service?

- I was born in Armenia and belong to the small number of Jews today who were born in Armenia not in mixed families. There are very few of them now. My parents arrived here in the early 1950s, when my father was interested in why his sister, who was evacuated from Odessa in early 1941, before the capture of Odessa, did not return to Ukraine. My father, who fought in two wars himself, searched for her and found her. In Yerevan, my father was impressed by the respectful attitude towards Jews. Moreover, at that time a lot of people had already died in Odessa and the memories of the dead brothers were very difficult. His sister was the head maitre d' of the Yerevan Hotel at that time. In Armenia, he was impressed by the absence of anti-Semitism, which he had to deal with in Ukraine. Despite the fact that Odessa was multinational, there were Jewish pogroms. That's how my father stayed in Armenia. And I was honored to be born in Yerevan. In the 1990s, I was one of the initiators of the creation of the Jewish community of Armenia. Back in the second half of the 1980s, during the period of "perestroika", after the bulk of the unmixed and ideologically ready to leave for Israel left Armenia, there were still some guys in Yerevan involved in "home-based Jewry", which took place from the late 1960s, in the 1970s and the early 1980s. The Soviet reality did not allow for an open commitment to the Jewish religion, Tradition, an open manifestation of love for Israel, etc. These young people became the initiators of the legalization of Jewish life in Armenia. Among them, Igor Ulanovsky, Alexander Stolberg, Willie Weiner, Alexander Sheinin, a little bit of me and other guys were especially active. The first structure was called Arev, the Center for the Study of Jewish Heritage Culture. This is an Armenian-Jewish abbreviation, plus "arev" means "sun" in Armenian, and "guarantor, guarantor" in Hebrew. By the way, Boruch Livshits (he was an actor of the chamber theater), who together with Anna Lifshits were one of the first Soviet young Jewish religious families in Armenia, will soon arrive in Yerevan. Unfortunately, the structure we created was more initiated by the activity of Jewish youth. Therefore, I proposed to move it into the mainstream of purely Jewish interest. Not everyone believed then that it was possible to create a community. It was the second half of the 1980s: most of the unmixed Jewish families left Armenia at that time. There was already a "perestroika", and against its background in 1986-1987, we began, as King Solomon said, to "collect stones" - literally bit by bit. In 1991, the first constituent assembly was held at the medical institute where I worked, at which Igor Ulanovsky and I were elected co-chairmen of the community. Alexander Stolberg (founder of the Armenian Cultural Center "Thiya", Anatoly Trutz (co-chairman of "Thiya"), Willie Weiner (transformed "Thiya" into "Menorah"), Alexander Sheinin, Alexander Dobin, Ethel Schwartzman and Rimma Feller also participated in the formation of the community. At that time, I was already a religious person, since 1987 I have worn a kippah and to this day I do not take it off. I preferred a more religious than Zionist mindset.

- How are Jews living in Armenia? - Jews have been living in Armenia for a long time. Most of the Jews have integrated so much that a lot of mixed families have appeared. Although my second wife, a Moscow Jew, returned to Moscow because it was difficult for her to bear the hardships of life in Yerevan. May God grant her to find happiness in Moscow. About 99% of the Jewish families who left Armenia moved to Israel. On the fingers of your hand, you can count the families who left for the USA or Germany. Then the newspaper "Aravot" appeared with the following message: when it became difficult in Armenia, the Jews left it. In response, I wrote an article explaining that Jews leave for Israel at a difficult time, when there is unrest there, given the situation in Iraq. After all, Jews did not leave for their homeland in chocolate conditions, but in very serious ones. In the article, I also wished that in the process of Armenia's revival, Armenians would also return to their homeland. I was born in Armenia and returned to it as a rabbi in order to revive Jewish thinking, self-determination, and work with the consequences of assimilation. Many representatives of the community, even adults, did not have Jewish upbringing, national self-determination, observance of Jewish laws, or connection with the construction of the Third (Jerusalem) Temple. This is all the purpose of my stay in Armenia. Although Jews say goodbye to each other "Next year in rebuilt Jerusalem!", we in Armenia do not consider ourselves guests here, we are an integral part of Armenia. Yes, there are few of us, but in terms of influence among the communities of national minorities, the Jewish community is quite significant. This has always been felt during meetings in the Council of National Minorities under two Presidents, where I was a member for 15 years from 2000 to 2015. And now, when the presidential form of government has changed to a parliamentary one, a separate structure under the government is engaged in this. I am not a member of the council yet, but I will join it again soon to defend the traditionally Jewish position related to Jewish culture, tradition and religion.

- Unfortunately, people outside Armenia are not well aware of the contribution of the Jewish community to the development of Armenian society. What or who should they know more about? - This is a global issue. Jews have shown themselves in such fields as theater, art and science. Even before perestroika, there was a large galaxy of Jewish doctors and scientists in Armenia. Among the prominent representatives of Jewry was the famous mathematician, academician Igor Zaslavsky. I would also like to note the contribution of botanist, academician Georgy Fayvush, who very worthily participates in the life of the Jewish community of Armenia and teaches Hebrew. God grant him good health! We have a famous composer, the head of the chamber choir, Willy Weiner, who was born in Armenia and takes an active position in the life of the community. There were many opportunities that we offered to integrate and attract to Armenia in order to improve both the economic and strategic situation. Unfortunately, since 1991, there have been no meetings, to which we tried to bring the first leadership of Armenia, headed by President Levon Ter-Petrosyan. We proposed Armenia's rapprochement with Israel at the levels that Israel and the Azerbaijani side currently have. The first country where envoys from Israel arrived in the post-Soviet period was Armenia. But then neither the president nor the Mayor of Yerevan, Hambartsum Galstyan, had time to meet with these people for some reasons of their own. And these people went to Azerbaijan and signed contracts that are still working today. Although even after that, the Israeli envoys made efforts to bring Armenia and Israel closer together. And not only at the level of agricultural programs, but also at the level of more serious programs. For my part, I hope that wisdom should prevail. It should be understood that there is an experience that allows us to resist the pressure of many countries and prove the right to live on our ancestral land. I hope that this bridge between Armenia and Israel will work over time. More than 15 years ago, I wrote a large article in the newspaper "Third Force" about the approaches to the revival of Armenia and Israel. There I said that this world stands on two legs one in Israel, the other in Armenia, and the more stability there is in these countries, the more stable the world will be.

- Why is that so? - Mount Ararat is the place where Noah's Ark landed it is the point where new life is reborn after the Flood. And Jerusalem is the point where new life will be reborn. There was the First Temple, the Second Temple and there will be a Third Temple, which in Jewish knowledge is listed as a Temple for all nations. That is, this is also a kind of point of the new world, which is also called the Messianic era the era of recognition of the Creator as the only beginning that created everything and to which everything is subject. Therefore, what is happening in Armenia and Israel is very important in terms of preserving or not preserving peace. At the points where life is being revived, there must be a special understanding of the values of life and peace. When peace comes within the individuals and peoples living there, it spreads to the entire planet. These are not just beautiful words, this is my opinion, which is supported by many spiritual leaders who know deeply the structures of the world. And so it will be. With God's help, we will be able to bring this world to the peace and balance that the world should live in. - In your interview a decade ago, you stated literally the following: in the 20th century, the Armenian and Jewish nations understood what people's indifference meant, "because during both the Armenian Genocide and the Holocaust, the world remained silent, the consequence of which was the genocide." Why do you think the world is still silent when faced with atrocities? Are the Jews and Armenians themselves to blame for this? - Yes, during the Holocaust and the Armenian Genocide, the world was silent, there is a lot of Armenian and Jewish blood on the hands of these countries. Why are they silent? The former chief Rabbi of Israel, Jonah Metzger, brilliantly answered this question during his visit to Armenia, where he visited Tsitsernakaberd and met with the Armenian Catholicos. On behalf of religious Jewry, he stated that what happened to the Armenian people is Genocide. According to Metzger, it is necessary to recognize this and not confuse morality with politics, since non-recognition of what relates to morality becomes immoral. Jonah Metzger also called on the Knesset to recognize the Armenian Genocide. In this sense, there is great wisdom, which consists in the fact that the most important thing is recognition by nations. By the way, many people from Armenia, including Jews, are putting pressure on the government in terms of recognizing the Armenian Genocide and banning the supply of Israeli weapons to Azerbaijan. Of course, the world should recognize morality, but recognizing morality from politicians is a difficult task. Are Armenians and Jews guilty of this? This is a very difficult question. I do not undertake to answer it. But if our diasporas could present a united front in all countries, transcending conventions, it would be a much stronger lobbying of the interests of the Jewish and Armenian peoples, as well as the interests of Israel and Armenia. In 2005, my visit to California did not lead to the desired goal it was not possible to unite representatives of the Armenian and Jewish diasporas at the same table. Apparently, the fruit of joint creation has not yet ripened, but I believe that it is still ahead. The fruit will definitely ripen

- Jews and Armenians have had a relationship since ancient times. What events in this story do you think are the most significant? - It's not the past that matters, but what lessons we learn from it today. Great Armenia has historically been a place of residence for significant Jewish communities. The historian Josephus writes about this during his visit to Armenia. There are no known cases of Jewish pogroms, anti-Jewish movements or forced baptism in Armenia, such as in Spain, from where Jews fled. Jews also fled Iraq, Poland, and Romania… There are many countries that can be listed. In this regard, the history of Armenia is not tainted by such memories, which means it provides a platform and hope for creation, combining efforts in spiritual and material principles. I think this experience is the best that both the Armenian and Jewish peoples can learn from their ancient history. - What do Armenian-Jewish relations lack the most? - Our relations lack personalities such as Tigran the Great and King Solomon, to whom representatives of many countries came to learn wisdom. If we had such personalities, today we would be talking about Great Armenia and Great Israel, which were in the time of our kings.

- Everyone has their own dream. What does the Chief Rabbi of Armenia dream of? - If we return to the topic of our conversation, I would like Armenia to reach the same level of development as Israel. To that form of security and the possibility of rebuffing any enemy, to that form of unity within the people that exists in the Jewish people. Despite all the many opinions, there is a solid program for the development of Eretz Israel (the Land of Israel), the Jewish state, and the construction of the Third Temple, which will open a new era of Messianism. I dream of peace and harmony both within a person and within a nation. This is a very important point. Today's world is very fragmented. The more we realize that we are close to each other and interdependent, the more the fragmentation of the world manifests itself. The most important thing I dream about is for all mankind to understand that this world was created by a single Creator, and He is one and indivisible. He is the Creator who created everything. We should be grateful to the Almighty. If we accept the fact that everything belongs to the Almighty, including our breath, we will have nothing to share with each other. Then we will unite to improve this world and make it the way God wants it to be. Amen, that's how it should be. So that I can live up to these times with you

https://russia-armenia.info/node/83596?ysclid=lzy7117tco165725803

***
"ARMENIANS AND JEWS SHOULD TAKE CARE OF EACH OTHER": CHIEF RABBI OF ARMENIA
The Armenian and Jewish peoples have a lot in common, and the Armenian mentality is not quite Caucasian, but rather Middle Eastern, as the Armenians themselves say, Chief Rabbi of Armenia Gershon Burstein said in an interview with the publication Details. "The tendency to abstract thinking. A bitter sense of humor. The letter "shin" in the Armenian alphabet. Innate democracy. The Armenian mentality is not quite Caucasian, but rather Middle Eastern, as the Armenians themselves say. Moreover, we are similar in appearance. Not all of them, of course, but there is an Armenian phenotype that is difficult to distinguish from the Jewish one. And finally, like Jews, Armenians are a global nation. Most of the people live outside their historical territory. There is no country where there are no Jews; there is no country where there are no Armenians. These are two outcast peoples who have been proving their right to live in their historical homeland for thousands of years, which is denied by many. There is even a Judophile joke: "Armenians, take care of the Jews they will finish them off, they will take care of you!" Or in another way: "Jews, take care of the Armenians, they will end them, they will take over us!" The moral is simple: we must take care of each other," he said.

The Chief Rabbi of Armenia stressed that Armenia is "one of the few countries from which Jews leave for Israel for ideological reasons, but none left because of national intolerance": "In pre—Soviet times, Jews made up about 17% of the townspeople in Yerevan province, which is a lot. You will not find a single mention of pogroms or the expulsion of Jews from here. Moreover, Armenia was once called the country of free Jews: there was never a pale of settlement here, Jews lived freely in all big cities. Even the Jewish encyclopedia does not mention the facts of anti-Semitism in Armenia." Earlier, in an interview with the Armenian newspaper "Third Force", the Chief Rabbi of Armenia Gershon Burstein stated that "this world stands on two legs one in Israel, the other in Armenia, and the more stability in these countries, the more stable it will be around the world."

Комментариев нет:

Отправить комментарий