воскресенье, 8 декабря 2019 г.

КРЕМЛЬ УЖЕ ПУБЛИЧНО НАГРАЖДАЕТ РУСОФОБОВ?


Видимо, Москва ценит только те страны и тех лидеров, которые враждуют с российским государством...

На днях президент России Владимир Путин наградил первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиеву "Орденом Дружбы" РФ - как выяснилось, "за особые заслуги в развитии и укреплении российско-азербайджанских отношений". Поблагодарив руководителя РФ за орден и теплый прием в Кремле, вице-президент Алиева отметила, что отношения с Россией занимают важнейшее место во внешней политике Азербайджана. "По всем направлениям мы видим положительную динамику. Хочу особо отметить наши отношения в гуманитарной сфере. Считаю, что они являются образцовыми. Вы знаете, что в Азербайджане с очень большим уважением относятся к российской культуре, к русской культуре, к русскому языку", - подчеркнула Алиева.

Это событие уже вызвало недоумение российских экспертных кругов, безуспешно  пытающихся ныне понять, чем же так отличилась Мехрибан Алиева "в развитии и укреплении российско-азербайджанских отношений", что ее награждают на уровне президента РФ. И поскольку госпожа Алиева "особо отметила" "наши отношения в гуманитарной сфере", считая их "образцовыми", по-видимому власти РФ усмотрели "особые заслуги" в этой сфере, благо что курирует ее именно первый вице-президент Азербайджана.

Многие армянские комментаторы и наблюдатели с удивлением отмечают тот невероятный факт, что власти России подвергают жесточайшим преследованиям именно тех армянских деятелей, которые оказали серьезнейшие услуги российскому государству. Все они - от офицера российской армии Гарегина Нжде до награжденного РПЦ и МИД РФ главного армянского русофила Левона Айрапетяна, замученного до смерти в мордовской тюрьме -  находятся в зоне особой злобы и ненависти нынешних властей РФ. Причем война с этими пророссийскими деятелями продолжается даже после расправы над ними. Это не один, не два и не три прецедента, чтобы говорить о случайности - мы явно имеем дело с хорошо продуманной, последовательной и целенаправленной политикой разжигания со стороны Москвы антироссийских настроений в Армении и антиармянских - в РФ. Неслучаен, видимо, и призыв рупора кремлевской агитмашины Дмитрия Киселева к остолбеневшим от изумления армянским журналистам - "нам в Москве не нужны пророссийские СМИ в Армении". 

Вернемся, однако, к "образцовым" российско-азербайджанским отношениям в гуманитарной сфере. Похоже, те же тенденции наблюдаются и в этой стране: в Москве в упор не замечают русофобии, возведенной в Азербайджане уже в ранг государственной политики, мало того - еще и награждают за это. Дабы не быть обвиненными в предвзятости и тенденциозной подборке фактов в пользу Армении, давайте предоставим слово российским экспертам - думается, их объективность в данной ситуации ни у кого не вызовет сомнений.

Вот что пишет научный руководитель Центра международных исследований "Мир Кавказа", член Союза журналистов России Максим Васьков в своей статье "История России и русские в учебнике по истории Азербайджана: анализ опыта конструируемой русофобии" (ссылка - https://news-front.info/2019/12/08/istoriya-rossii-i-russkie-v-uchebnike-po-istorii-azerbajdzhana-analiz-opyta-konstruiruemoj-rusofobii/)

Вниманию читателей представляем несколько фрагментов из указанной статьи:

"В этой связи учебники истории государств постсоветского пространства очень занимательны. Много писалось и пишется о том, как история России преподносится молодым украинцам, причём не только после 2014 г., а и до этого. Но интересно посмотреть, как Россию и русских, а так же вообще, нашу совместную историю рассматривают в стране, представители которой заявляют у нас о своей готовности к расширению сотрудничества, а так же дружеским и партнёрским отношениям. Я имею в виду Республику Азербайджан.

Рассмотрим достаточно свежий учебник для вузов «История Азербайджана (с древнейших времён до первых десятилетий XXI века)», который является официальным курсом истории, поскольку имеет гриф «рекомендован к изданию приказом министра образования Азербайджанской Республики №241 от 26.02.2014». Здесь отражена официальная оценка исторических событий и отношение соответствующих властей Азербайджана к упоминаемым в учебнике государствам и народам. Учебник вышел в издательстве Baku Universiteti 2016 г., под научной редакцией заведующего кафедрой «История Азербайджана», доцента Мехмана Абдуллаева. Коллектив авторов достаточно солидный, например зав. кафедрой, доцент Мехман Гахраман оглы Абдуллаев, заслуженный деятель науки, проф. Сулейман Сардар оглы Алиярлы, проф. Севда Юнис гызы Сулейманова, проф. Забил Хасрат оглы Байрамов,  проф. Хаганн Мамед оглы Мамедов и т.д., желающие могут легко найти данный учебник, размещённый в интернет.
Не вижу веских оснований считать Республику Азербайджан демократическим государством, где в изданиях такого уровня может отражаться чьё то личное мнение. Это официальное издание, задача которого формировать отношение к историческим событиям и мировоззрение у будущей элиты Азербайджана.
В статье приводятся цитаты с указанием страниц учебника и желающие могут свободно перепроверить достоверность данных цитат. Этот фактор нельзя не учитывать, рассматривая политику Азербайджана какой именно образ России специально создаётся в Азербайджане. Следовательно, каким реально формируется отношение у азербайджанской молодёжи к российскому государству. Нам россиянам нужно задуматься об этих основах взаимоотношений с данным государством и сделать свои выводы, поскольку если в стране воспитывается такое отношение к России, то она для нас не может считаться не только дружественным, но и просто лояльным государством.
Итак, как же формируется это мировоззрение. Уже в предисловии учебника акцентируется внимание на том, что «большое внимание уделено национально-освободительной борьбе нашего народа против российского колониализма в конце ХIХ-начале XX века» стр. 6. Общая сентенция авторов учебника состоит в том, что «значительное сокращение географии распространения азербайджанских тюрков в период Российской Империи и Советского Союза нанесло непоправимый ущерб социально-экономическому развитию нашего народа и негативно отразилось на демографической ситуации в регионе» стр. 62.
Влияние России представлено исключительно в негативном свете, но пока еще есть уточнение, что речь идёт о Российской Империи и Советском Союзе. Как будет видно дальше, появится интересное смещение акцентов с Российской Империи и СССР, т.е. уже не существующих государств с имперско-династической или идеологически ориентированной политикой просто на Россию и русских.
В контексте рассматриваемого вопроса можно выделить несколько системообразующих тематических линий воспитания исторического сознания азербайджанской элиты. 1. Мягко говоря, резко негативное отношение к армянам и Армении, которым отказывается буквально во всей истории их народа. 2. Резко негативное отношение ко всем аспектам совместной истории в составе Российской Империи и СССР, причём в демонстративно оскорбительном для России тоне и формулировках, которые специально переносятся на современные понятия России и русского. 3. Демонстрация верноподданнического отношения к Османской Империи, а затем к Турции.
Указанные выше темы развиваются достаточно системно и взаимно дополняют друг друга. Обращает внимание, попытка авторов азербайджанского учебника представить Россию в качестве исторического врага вообще для всех народов Кавказа и в целом Ислама. Тем самым формировать соответствующее враждебное отношение у этих народов к нашей стране. Приведём в качестве примере следующую цитату из учебника «большую часть народов Кавказа с Османской империей связывали этническая и религиозная общность. Поэтому это государство традиционно имело авторитет и влияние в регионе. Что касается России, то её политика была по сути антитюркской и антимусульманской и носила агрессивный захватнический характер» стр. 171. Этот тезис будет повторяется в учебнике и в дальнейшем.
Читаем далее, «основная угроза для Южного Кавказа, в том числе и Азербайджана,  исходила  от  России. стр. 202». Или так, «азербайджанская  армия  во  главе с Аббасом Мирзой, была основной силой, ведущей борьбу на наших северных землях против российского завоевания» стр. 203.

Дальше идёт такой текст, «колониальный режим и система открытого грабежа, установленная Россией в мусульманских провинциях, спустя некоторое время после завоевания привела к восстаниям против колониального гнёта» стр. 214., «российское самодержавие в Северном Азербайджане во всех сферах жизни  общества проводило политику национальной и религиозной дискриминации» стр. 240.
Смотрим далее «российское самодержавие в Северном Азербайджане во всех сферах жизни общества проводило политику национальной и религиозной дискриминации. В связи с нарушением территориальной целостности нашей страны внутри Российской империи административно-территориальное понятие «Азербайджан» не использовалось ни в одном документе. Представители азербайджанского высшего сословия были лишены политических прав и не допускались к высоким государственным постам. На азербайджанскую молодежь, которой власти не доверяли оружие, не распространялась воинская повинность» стр. 240.
В отношении советского периода, можно привести в пример такую цитату «Советская Россия, опираясь на преданные ей антиазербайджанские силы в Северном Азербайджане, особенно на большевиков и дашнаков, пыталась любыми  способами сохранить прежнюю империю. Там же С. 284». Можно цитировать до бесконечности, но не будем задаваться такой целью. Этот учебник и ему подобные «жемчужины» азербайджанской «исторической науки» можно вполне прочитать на русском языке, для тех, кто особенно глубоко заинтересуется темой вполне реально сделать переводы с азербайджанского.

То, как в Азербайджане воспитывается отношение к России и русским, причём представляемым в исторической ретроспективе в качестве традиционного врага, не даёт нам никаких оснований доверять дружелюбию азербайджанской элиты. Уважение к русской истории и культуры, которое азербайджанские политики время от времени показывают в России, это товар исключительно для внешнего употребления и нам верить в искренность таких слов нельзя. Это слишком явно расходится с тем, что о России и русских говорится в самом Азербайджане, так сказать для внутреннего употребления.

В самом Азербайджане, на страницах учебников истории Россия и русские - это агрессоры, завоеватели, притеснители. Обращает на себя внимание систематизированное воспитание ненависти к армянскому народу, причём в контексте истории и роли России. Такая ненависть не может долго оставаться без выхода, и складывается впечатление, что азербайджанская политическая элита это понимает. Хотя она забывает об одном факторе, можно делать воинственные высказывания, основанные на своеобразной интерпретации истории, но другое дело подумать о гарантиях безопасности со стороны России той стране, в отношении которой эта ненависть воспитывается".
***
Как видим, российско-азербайджанские отношения в гуманитарной сфере можно считать какими угодно, но только не "образцовыми". А если еще учесть тот факт, что рядом с Баку и во втором городе республики - Гяндже, в других населенных пунктах Азербайджана власти этой страны возводят памятники главному азербайджанскому фашисту Эмину Расулзаде, эти отношения можно назвать даже кризисными. Остается только гадать, почему в Кремле награждают куратора этой "образцовой" гуманитарной сферы.
Выводы оставляем читателям...
Ваграм АГАДЖАНЯН
Главный редактор газеты "Третья Сила Плюс", незаконно закрытой властями России по просьбе посольства США в Армении и Сержа Саркисяна

Комментариев нет:

Отправить комментарий