Դեսպան Դըկոտինյի, էս ինչե՞ր ես խոսում
https://step1.am/blog/2025/02/24/29504/
***
«ՀՐԱՊԱՐԱԿ». ԻՆՉ ԿԱՊ ԿԱՐՈՂ Է ԼԻՆԵԼ ՓԱՇԻՆՅԱՆԻ՝ ՓԱՐԻԶ ԱՅՑԻ ՈՒ ԴԵՍՊԱՆԻ ՊՐՈՆԻԿՈԼԱԿԱՆ ՀԱՅՏԱՐԱՐՈՒԹՅԱՆ ՄԻՋԵՒ
Հայաստանում Ֆրանսիայի դեսպան Օլիվիե Դըկոտինյին մի քանի անգամ «Իքս»-ի միկրոբլոգում հայամետ հայտարարություններ է արել՝ ի հեճուկս տվյալ հարցերի վերաբերյալ Փաշինյանի իշխանության որդեգրած քաղաքականության, ու, ըստ էության, այդկերպ անուղղակիորեն քննադատել է Նիկոլ Փաշինյանին եւ իր հայտարարությամբ հայտնվել է հասարակական-քաղաքական դաշտի քննարկման տիրույթում, բայց այս անգամ ճիշտ հակառակն է՝ ՔՊ-ական թեզեր գեներացնելու համար է հայտնվել հանրային ուշադրության կենտրոնում:
Հայաստանի հանրային ռադիոյին տված հարցազրույցում Օլիվիե Դըկոտինյին հայտարարել է. «Նրանք, ովքեր պնդում են, թե Լեռնային Ղարաբաղն Ադրբեջանի մաս է ճանաչվել 2022-ին, Պրահայում, ստում են, որովհետեւ Լեռնային Ղարաբաղը Հայաստանի կողմից Ադրբեջանի մաս է ճանաչվել Ալմա-Աթայի հռչակագրի պահից սկսած»։ Հիշեցնենք, որ 2022թ․ հոկտեմբերի 6-ին Պրահայում Փաշինյանն Արցախն Ադրբեջանի մաս ճանաչեց Ֆրանսիայի նախագահ Մակրոնի եւ Եվրոպական խորհրդի նախագահ Շառլ Միշելի միջնորդությամբ, եւ այդ ճանաչումը ճակատագրական եղավ Արցախի եւ հայ ժողովրդի համար:
Դեսպանի՝ Ռադիոյում արված հայտարարությունը նիկոլական թեզի բառացի կրկնություն է: Բացի այն, որ հիշատակված փաստաթուղթը երբեւէ չի հիշատակվել բանակցային գործընթացում, որի մաս է կազմել դեսպանի երկիր Ֆրանսիան, բացի այն, որ Պրահայից հետո՝ 2023թ․ հունիսի 13-ին ԵՄ արտաքին քաղաքականության եւ անվտանգության հարցերով բարձր ներկայացուցիչ Ժոզեֆ Բորելը հայտարարել էր, որ «Փաշինյանը ՀՀ առաջին ղեկավարն է, որն ընդունել է Արցախը որպես Ադրբեջանի մաս», պատմական անհերքելի փաստ է, որ Հայաստանի Գերագույն խորհուրդը 1991 թվականի դեկտեմբերի 21-ին ստորագրած հռչակագիրը վավերացրել է վերապահումներով՝ 1992 թվականի փետրվարի 18-ին, որի 10-րդ կետը 1991 թվականի դեկտեմբերի 10-ին անցկացված համահանրապետական հանրաքվեով անկախություն հռչակած Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետությանն է վերաբերում, բացի այս, Ադրբեջանը՝ Մութալիբովի ստորագրությամբ, հռչակագրին միացել է 1993 թվականի սեպտեմբերի 24-ին, այդ երկրի Մեջլիսը ոչ միայն չի վավերացրել հռչակագիրը, այլեւ չեղարկել է արդեն նախկին նախագահի ստորագրությունը, իսկ 1993 թվականին Հեյդար Ալիեւը ստորագրել է ոչ թե ԱՊՀ հռչակագիրը, այլ՝ կանոնադրությունը։ Այսինքն՝ Ադրբեջանը 1993 թվականին է միացել ԱՊՀ-ին, երբ Լեռնային Ղարաբաղը՝ ժամանակի օրենսդրության տառին ու ոգուն համապատասխան, հանրաքվեով հռչակել էր անկախություն: Այս պատմական փաստերի մասին մասնագետները շատ են խոսել, երբ Փաշինյանը, հավանաբար Ալիեւի հրահանգով, չգիտես որտեղից, մեջտեղ բերեց Ալմա-Աթայի հռչակագիրը՝ փորձելով որեւէ փաստաթղթային հիմք հորինել Արցախի հանձնման համար: Մինչդեռ Ալմա-Աթայի հռչակագիրը պետությունների սահմանները չէր ճշտում, այլ ՍՍՀՄ փլուզումն էր արձանագրում:
Թե ինչու հանկարծ Հայաստանում Ֆրանսիայի դեսպանը, որը 2024թ․ հոկտեմբերի 30-ին Գորիսում լրագրողների հետ հանդիպման ժամանակ հայտարարում էր, որ «Ներքին Հանդ բնակավայրի մի մասն օկուպացված է Ադրբեջանի կողմից», ինչը Բաքվում ուղղակի հիստերիա էր առաջացրել, կամ` Շվեյցարիայում Փաշինյանի կողմից Հայոց ցեղասպանության ուրացումից հետո «Իքս»-ում «պատահական զուգադիպությամբ» հիշեցրել էր, որ «24 տարի առաջ այս օրը՝ 2001 թվականի հունվարի 29-ին, Ֆրանսիան ճանաչեց Հայոց ցեղասպանությունը», հիմա է որոշել ՔՊ-ական քարոզչությամբ զբաղվել, դժվար չէ հասկանալ: Նրա հարցազրույցից առաջ Փաշինյանը Ֆրանսիա էր այցելել, ու ամենեւին բացառված չէ, որ դեսպանի՝ իրեն ուղղված անուղղակի քննադատական գրառումներից Փաշինյանը դժգոհած լինի Մակրոնին: Ու բացառված չէ, որ համապատասխան մեսիջներ են հղվել դեսպանին, եւ նա շտապել է «շտկել» իր սխալներն ու իշխանահաճո թեզեր հնչեցնել:
Փաշինյանի՝ Փարիզ կատարած վերջին այցի ու Հայաստանում Ֆրանսիայի դեսպանի հայտարարության միջեւ կապի հնարավորության վերաբերյալ մեր հարցը ԱԺ ընդդիմադիր «Պատիվ ունեմ» խմբակցության ղեկավար Հայկ Մամիջանյանը թողեց առանց մեկնաբանության, բայց Հայաստանում Ֆրանսիայի դեսպանին հիշեցրեց՝ ԼՂ հակամարտությանը փոքր-ինչ ծանոթ ցանկացած մեկը հստակ գիտի, որ Ալմա-Աթայի հռչակագիրը ԼՂ հակամարտության բանակցային փաթեթների համար երբեւէ չի եղել որպես հիմք եւ երբեւէ չի քննարկվել: Մեկ անգամ է դրան փորձել Ադրբեջանը հասնել, սակայն ՄԽ համանախագահների կողմից, որի անդամներից մեկը Ֆրանսիան է, մերժվել է: «Ալմա-Աթայի փաստաթուղթը երբեւէ բանակցային գործընթացի մաս չի կազմել, սա՝ առաջին: Երկրորդ․ պարոն դեսպանին, որի հայտարարություններին ես բավականին զուսպ արձագանք եմ տալիս՝ հաշվի առնելով Հայաստանի եւ Ֆրանսիայի բարեկամությունը, խորհուրդ կտայի ծանոթանալ 5 հայտարարություններին, որոնք կատարել են ԵԱՀԿ ՄԽ համանախագահող երկրների ղեկավարները, այդ թվում՝ նաեւ Ֆրանսիայի նախագահը, ուստի, եթե Ալմա-Աթայով դա արդեն այդպես էր, հարց է առաջանում՝ ինչո՞վ էին պայմանավորված 5 հայտարարությունները: Դժվար թե Ֆրանսիայի նախագահը տեղեկացված չլիներ գործընթացից, այսինքն, այս կետով արդեն դեսպանի հայտարարությունն իրականության հետ կապ ունենալու որեւէ հնարավորություն չի ունենում», - «Հրապարակ»-ին ասաց Մամիջանյանը:
Բացի այս, մեր զրուցակցի խոսքով, մամուլի հետ շփումներում Մուրադ Փափազյանը, որը Ֆրանսիայի հասարակական-քաղաքական կյանքում մեծ հարգանք է վայելում եւ արժանացել է շատ բարձր պարգեւների, ինչպես նաեւ այլ հայտնի գործիչներ, նշել են, որ Ֆրանսիայի գործող նախագահ Մակրոնն իրենց ասել էր, թե զարմացած էր, որ Պրահայում Փաշինյանն այդքան հեշտությամբ այդքան կարեւոր հայտարարություն արեց, փաստացի, փոխարենը ոչինչ չստանալով: «Խոսքը գնում է Արցախն Ադրբեջանի կազմում ճանաչելու հայտարարության մասին»,- հիշեցնում է Մամիջանյանը:
https://hraparak.am/post/5b87dfb444fd341617673fb07e7327bf
«Если вы говорите о признании Нагорного Карабаха, то Нагорный Карабах не признан как государство ни международным сообществом, ни даже Арменией. Кстати, Армения также признала, что Нагорный Карабах является частью Азербайджана с момента принятия Алма-Атинской декларации, поскольку Нагорный Карабах был регионом Советского Азербайджана».
Об этом заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Армении Оливье Декотиньи в интервью Общественному радио Армении.
«Поэтому те, кто утверждает, что Нагорный Карабах был признан частью Азербайджана в 2022 году в Праге, лукавят, поскольку Нагорный Карабах был признан Арменией частью Азербайджана с момента Алма-Атинской декларации. Кстати, Прага лишь ссылается на Алма-Атинскую декларацию. И сегодня вопрос стоит так: как достичь мира — справедливого, стабильного, прочного мира, — чтобы были устранены нависшие над Арменией угрозы», — сказал он.
Французский посол забывает о многочисленных резолюциях обеих палат Национального собрания собственной страны, согласно которым статус Арцаха был признан спорным, военный путь решения споров был осужден, а также в них содержался призыв вернуться к мирному процессу и статус-кво 1994 года. Франция, которая на протяжении десятилетий была сопредседателем Минской группы ОБСЕ (да и в настоящее время является сопредседателем), никогда не признавала Арцах частью Азербайджана, считая, что статус Арцаха должен быть решен путем референдума.
Что изменилось сейчас? Изменил ли позицию Парижа стамбульский договорняк от 17 сентября 2023 года все? Или Франция пожертвовала Арцахом ради сделки с новой администрацией США?
Посол Франции в Армении сказал:
«Естественно, реакция международного сообщества была неадекватной, иначе население Нагорного Карабаха до сих пор находилось бы в Нагорном Карабахе. Франция приложила все усилия, трижды требовала и даже смогла провести обсуждения в Совете Безопасности ООН, как во время блокады, так и во время принудительного перемещения, но реакция международного сообщества была недостаточной».
«Что касается возвращения жителей Нагорного Карабаха в свои дома, то это право. Это не предположение, а право. Это право было признано Международным Судом в 2023 году решением от 17 ноября, оно имеет обязательную силу, то есть Азербайджан обязан его выполнить. В этом решении также подробно изложены критерии возвращения с точки зрения безопасности, защиты наследия, а также культурных или религиозных прав. Все написано черным по белому», — сказал он.
Фактически, посол считает, что именно Азербайджан должен обеспечить возвращение народа Арцаха. Но что изменилось с сентября 2023 года, когда арцахцы вынуждены были покинуть оккупированный Азербайджаном Арцах? Не из-за российских же войск они покинули свою тысячелетнюю родину? Считает ли Франция, что угроза геноцида устранена, или она больше не считает арцахский вопрос спорным?
По словам Оливье Декотиньи, позиция Франции предельно ясна: в первую очередь оказать поддержку вынужденно перемещенным лицам и Армении, которая их приняла и разместила у себя. Он отметил, что Франция заняла в этом отношении первое место по объему гуманитарной помощи, предоставленной в последние месяцы 2023 и в 2024 году, оказав поддержку в обустройстве здесь, но при этом не отказавшись от своих позиций по праву на возвращение.
Можно только догадываться, как Франция докатилась до позиции Пашиняна. Превратив Армению в перекресток, Пашинян может помочь Франции восстановить отношения с Турцией и сыграть небольшую роль в решении судьбы ее некогда протекторатов на Ближнем Востоке.
https://step1.am/ru/2025/02/24/25228/
***
«ГРАПАРАК». КАКАЯ СВЯЗЬ МОЖЕТ БЫТЬ МЕЖДУ ВИЗИТОМ ПАШИНЯНА В ПАРИЖ И ПРОНИКОЛАЕВСКИМ ЗАЯВЛЕНИЕМ ПОСЛА?
Посол Франции в Армении Оливье Декотиньи несколько раз делал проармянские заявления в микроблоге «X», несмотря на политику, проводимую правительством Пашиняна по этим вопросам, и, по сути, таким образом он косвенно критиковал Никола Пашиняна и своим заявлением оказался в сфере обсуждения в общественно-политическом поле, но на этот раз все с точностью до наоборот — он оказался в центре общественного внимания, чтобы генерировать прокремлевские тезисы.
В интервью Общественному радио Армении Оливье Декотиньи заявил: «Те, кто утверждает, что Нагорный Карабах был признан частью Азербайджана в 2022 году в Праге, лгут, потому что Нагорный Карабах был признан Арменией частью Азербайджана с момента Алма-Атинской декларации». Напомним, что в 2022 году 6 октября 2018 года в Праге Пашинян при посредничестве президента Франции Макрона и председателя Европейского совета Шарля Мишеля признал Арцах частью Азербайджана, и это признание стало судьбоносным для Арцаха и армянского народа.
Заявление посла по радио является буквальным повторением тезиса Никола Пашиняна. И это при том, что указанный документ никогда не упоминался в переговорном процессе, в котором участвовала Франция. После Праги, в 2023 году, 13 июня Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеф Боррель заявил, что «Пашинян является первым лидером Республики Армения, признавшим Арцах частью Азербайджана». Неоспоримым историческим фактом является то, что Верховный совет Армении ратифицировал декларацию, подписанную 21 декабря 1991 года (с оговорками -18 февраля 1992 года), в 10-м пункте которой говорится о Нагорно-Карабахской Республике, объявившей о своей независимости на общенациональном референдуме, состоявшемся 10 декабря 1991 года. Кроме того, 24 сентября 1993 года к декларации присоединился Азербайджан с подписью Муталибова. Меджлис этой страны не только не ратифицировал декларацию, но и аннулировал подпись бывшего президента, а в 1993 году Гейдар Алиев подписал не декларацию СНГ, а устав. Другими словами, Азербайджан вошел в СНГ в 1993 году, когда Нагорный Карабах, в соответствии с буквой и духом законодательства того времени, провозгласил независимость путем референдума. Эксперты много говорили об этих исторических фактах, когда Пашинян, вероятно, по указке Алиева, откуда-то вытащил Алма-Атинскую декларацию, пытаясь придумать некое документальное обоснование для передачи Арцаха. Между тем Алма-Атинская декларация не конкретизировала границы государств, а всего лишь фиксировала распад СССР.
Почему вдруг посол Франции в РА, который 30 откября 2024 года на встрече с журналистами в Горисе заявил, что «часть населенного пункта Неркин Анд оккупирована Азербайджаном», что вызвало откровенную истерику в Баку, или после отрицания Пашиняном Геноцида армян в Швейцарии, напомнил в «Х», что «24 года назад в этот день, 29 января 2001 года, Франция признала Геноцид армян», теперь решил заняться пропагандой КП? До своего интервью Пашинян посетил Францию, и совсем не исключено, что Пашинян был недоволен косвенными критическими нотами Макрона в его адрес через посла. И не исключено, что соответствующие мессиджи были отправлены послу, и он поспешил «исправить» свои ошибки и озвучить провластные тезисы.
Наш вопрос о возможности связи недавнего визита Пашиняна в Париж с заявлением посла Франции в Армении оставил без комментариев руководитель оппозиционной фракции «Честь имею» в Национальном Собрании Айк Мамиджанян, однако напомнил послу Франции в Армении, что любой, хоть немного знакомый с нагорно-карабахским конфликтом, прекрасно знает, что Алма-Атинская декларация никогда не была основой для переговорных пакетов по конфликту и никогда не обсуждалась. Азербайджан пытался добиться этого однажды, но был отвергнут сопредседателями Минской группы, одним из членов которой является Франция. «Алма-Атинский документ никогда не был частью переговорного процесса, это первое. Второе. Я бы посоветовал господину послу, на заявления которого я реагирую достаточно сдержанно, учитывая дружбу между Арменией и Францией, ознакомиться с 5 заявлениями лидеров стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, включая президента Франции. Поэтому, если это уже было в Алма-Ате, возникает вопрос: чем были обусловлены эти 5 заявлений? Маловероятно, что президент Франции не был проинформирован о процессе, то есть на данном этапе заявление посла не соответствует действительности», - сказал Мамиджанян в интервью «Грапарак».
Кроме того, по словам нашего собеседника, в своих контактах с прессой Мурад Папазян, пользующийся большим уважением во французской общественно-политической жизни и удостоенный множества высоких наград Франции, а также другие известные деятели отметили, что действующий президент Франции Макрон сказал им, что удивлен тем, что Пашинян так легко сделал столь важное заявление в Праге, по сути, ничего не получив взамен. «Речь идет о заявлении о признании Арцаха частью Азербайджана», — напоминает Мамиджанян.
https://hraparak.am/post/5b87dfb444fd341617673fb07e7327bf
"If you are talking about the recognition of Nagorno-Karabakh, then Nagorno-Karabakh is not recognized as a state either by the international community or even by Armenia. By the way, Armenia has also recognized that Nagorno-Karabakh is a part of Azerbaijan since the adoption of the Alma Ata Declaration, since Nagorno-Karabakh was a region of Soviet Azerbaijan." This was stated by the Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of France to Armenia Olivier Decottignies in an interview with the Public Radio of Armenia. "Therefore, those who claim that Nagorno-Karabakh was recognized as part of Azerbaijan in 2022 in Prague are lying, since Nagorno-Karabakh has been recognized by Armenia as part of Azerbaijan since the Alma Ata Declaration. By the way, Prague only refers to the Alma Ata Declaration. And today the question is like this: how to achieve peace — a just, stable, lasting peace — so that the threats hanging over Armenia are eliminated," he said. The French Ambassador forgets about the numerous resolutions of both chambers of the National Assembly of his own country, according to which the status of Artsakh was recognized as controversial, the military way of resolving disputes was condemned, and they also called for a return to the peace process and the status quo of 1994. France, which has been a co-chair of the OSCE Minsk Group for decades (and is currently a co-chair), has never recognized Artsakh as part of Azerbaijan, believing that the status of Artsakh should be resolved through a referendum. What has changed now? Has the Istanbul agreement of September 17, 2023 changed everything for Paris? Or did France sacrifice Artsakh for a deal with the new US administration? The French Ambassador to Armenia said: "Naturally, the reaction of the international community was inadequate, otherwise the population of Nagorno-Karabakh would still be in Nagorno-Karabakh. France made every effort, demanded three times and was even able to hold discussions in the UN Security Council, both during the blockade and during the forced displacement, but the reaction of the international community was insufficient." "As for the return of the residents of Nagorno-Karabakh to their homes, this is a right. This is not an assumption, but a right. This right was recognized by the International Court of Justice in 2023 by the decision of November 17, it is binding, meaning Azerbaijan is obliged to fulfill it. The decision also sets out in detail the criteria for return in terms of security, protection of heritage, and cultural or religious rights. Everything is written in black and white," he said. In fact, the ambassador believes that it is Azerbaijan that must ensure the return of the people of Artsakh. But what has changed since September 2023, when the people of Artsakh were forced to leave the Azerbaijani-occupied Artsakh? Wasn't it because of the Russian troops that they left their thousand-year-old homeland? Does France consider that the threat of genocide has been eliminated, or does it no longer consider the Artsakh issue controversial? According to Olivier Decottignies, France's position is very clear: first of all, to provide support to internally displaced persons and Armenia, which received and hosted them. He noted that France took the first place in this regard in terms of the volume of humanitarian aid provided in the last months of 2023 and in 2024, providing support for the settlement here, but at the same time not abandoning its positions on the right of return. One can only guess how France got to Pashinyan's position. By turning Armenia into a crossroads, Pashinyan can help France restore relations with Turkey and play a small role in deciding the fate of its former protectorates in the Middle East.
Комментариев нет:
Отправить комментарий