РОССИЙСКИЕ ЭКСПЕРТЫ КРИТИКУЮТ МОСКВУ ЗА НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ В ОТНОШЕНИИ АРМЕНИИ
В декларации второго саммита Россия-Африка российская сторона подтвердила свою приверженность праву народов на самоопределение. Так, в преамбуле декларации говорится: «подтверждая общую ответственность Российской Федерации и африканских государств за формирование справедливой и стабильной системы мироустройства, основанной на принципах суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, уважения суверенитета, территориальной целостности и права всех народов на самоопределение…»
Также в Декларации содержится специальный пункт 26, в котором подтверждается «непреходящее значение для Российской Федерации и африканских государств общепризнанного принципа равноправия и самоопределения народов, который стал правовой основой процесса деколонизации».Однако в отношении народа Нагорного Карабаха МИД РФ право на самоопределение почему-то отрицает. В этой связи МИД Нагорно-Карабахской республики даже выпустил специальное заявление, где в частности, говорится: «Утверждение о том, что азербайджано-карабахский конфликт является проблемой обеспечения прав национального меньшинства, является ложным нарративом, продвигаемым Азербайджаном с целью искажения сути конфликта и обоснования отказа от признания права народа Арцаха на самоопределение - основополагающего принципа международного права, на который многократно ссылалась сама Российская Федерация».
Действительно ссылается, причем постоянно. Вот и на этот раз в декларации второго саммита Россия-Африка данный принцип четко зафиксирован. Почему же он перестал применяться российскими дипломатами в отношении Нагорного Карабаха? Ведь раньше МИД РФ придерживался другой позиции. Право на самоопределение Нагорного Карабаха нашло закрепление в т.н. «Мадридских принципах», которые были составлены при прямом и деятельном участии российской дипломатии. И что случилось? Отчего такая метаморфоза? Кто-то решил наказать армян Нагорного Карабаха за избрание Пашиняна? Но карабахские армяне не избирали Пашиняна. Они вообще в его выборах не участвовали. Получается как всегда – наказание невиновных.
МИД РФ должен отказаться от двойных стандартов в подходе к урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Российская дипломатия справедливо критикует Запад за приверженность двойным стандартам. И в условиях жесткого глобального противостояния на мировой арене отказ от принципиальной позиции по Нагорному Карабаху девальвирует всю российскую аргументацию, направленную против западной концепции «мира, основанного на правилах». Получается, что МИД РФ применяет принцип самоопределения в одной ситуации и не применяет в другой.
В частности, в основе признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии лежало право на самоопределение этих бывших грузинских автономий. А к Нагорному Карабаху, этот принцип почему-то не применяется, хотя он также был автономией в составе Азербайджана и провозгласил независимость ещё до подписания Алма-Атинской декларации. Также принцип самоопределения лежал в основе воссоединения России с Крымом, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями бывшей Украины.
В этом контексте поддержка Россией территориальной целостности Азербайджана подрывает международную легитимность решений России о воссоединении с бывшими украинскими регионами. Ведь ситуация с Нагорным Карабахом абсолютно такая же, что и с Крымом, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями. Но в одном случае мы считаем самоопределение правильным, а в другом нет. В Баку это прекрасно понимают, поэтому они, в свою очередь, четко поддерживают территориальную целостность Украины, не опасаясь при этом задеть Россию. А в МИД РФ почему-то ставят озабоченности Азербайджана выше национальных интересов России.
Я понимаю ещё, если бы Азербайджан был однозначно на нашей стороне, поддержал бы воссоединение России с Крымом, Донбассом, Херсонской и Запорожской областями, поддерживал бы таким образом территориальную целостность России. Но Азербайджан территориальную целостность России в новых границах не поддерживает. Напротив, он её отрицает и делает прямо противоположное, - поддерживает территориальную целостность Украины. А МИД РФ зачем-то поддерживает территориальную целостность Азербайджана. Такие вот странные подходы в российской внешней политике.
Михаил Александров
Эксперт по военно-политическим вопросам, доктор политических наук
"Карнавальный стиль Марии Захаровой не соответствует ситуации гуманитарного кризиса в Нагорном Карабахе": взгляд из Москвы
Спикер МИД РФ Мария Захарова своими оценками фактически выхолащивает суть Трёхстороннего соглашения от 9 ноября 2020 года
На брифинге 2 августа сего года пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова сделала несколько примечательных заявлений по ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Она, в частности, подчеркнула, что Россия «не снижала активности» в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. «Разговоры о том, что на фоне специальной военной операции какие-то направления внешней политики стали для Москвы менее приоритетными, не имеют под собой никаких фактологических оснований», - подчеркнула она. Отрадно было слышать от пресс-секретаря МИД, что Россия «всецело была и остается заинтересованной в продвижении процесса нормализации армяно-азербайджанских отношений».
Но вот дальше Захарова начала немножко лукавить, заметив, как бы, невзначай, что «все остальные наши обязательства мы тоже выполняем». И тут хотелось бы напомнить г-же Захаровой, что согласно Трёхстороннему заявлению лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 года контроль над Лачинским коридором должен осуществляться российскими миротворцами, а не Азербайджаном. Сейчас же этот контроль фактически перешёл к Азербайджану, который установил в коридоре незаконный контрольно-пропускной пункт. Выходит, не все обязательства Россия выполняет.
Хочу напомнить читателям, что я ещё в прошлом году предостерегал от ползучего захвата Азербайджаном Лачинского коридора и настаивал на принятии силовых мер, чтобы этого не допустить. За это я был уволен из МГИМО. Видимо, МИД РФ уже тогда взял курс на сдачу Лачинского коридора Азербайджану и мои предостережения пришлись не ко двору. И вот сейчас г-жа Захарова пытается убедить российскую общественность, что «всё оно так и было», и российская сторона никаких обязательств не нарушила, хотя это совсем не так.
Но вернемся к самому брифингу. Немножко соврав про обязательства РФ, Захарова резко переключила передачу и вошла в свой излюбленный опереточно-карнавальный стиль. Комментируя высказывания премьер-министра Армении Пашиняна о возможном выводе российских миротворцев из Нагорного-Карабаха она сказала: «Абсолютно непонятны и рассуждения относительно возможного решения российских миротворцев о выходе из Нагорного Карабаха, особенно на фоне нынешней крайне непростой гуманитарной ситуации там. Это пожелание г-на Н. В. Пашиняна? Он хочет, чтобы так было? Общеизвестно, что наши миротворцы выполняют важные функции – от обмена пленными и разминирования до урегулирования инцидентов и оказания гуманитарной помощи. Неужели с точки зрения руководства Армении эта деятельность не нужна, нежелательна и они хотят, чтобы её не было? Нужно определиться. К сожалению, нередко видим, что представители руководства Армении занимают двусмысленную позицию по ряду ключевых вопросов. Хотелось бы, чтобы по этому пункту двусмысленности не было. Жонглирование словами до добра не доводит».
Я давно заметил, что такой карнавальный стиль изложения материала – излюбленный приём Марии Захаровой, тогда, когда она не хочет признавать очевидные вещи или не желает соглашаться с правильными высказываниями. Тогда она начинает перекручивать и переиначивать чужие слова, измываться над сказанным, превращая всё в поток сознания, напоминающий буйный карнавал. Цель понятна: представить всю ситуацию в таком виде, чтобы никто не мог с точностью понять, в чём состоит официальная позиция России. И всегда потом можно отбрехаться: мол, это была шутка.
В данном случае речь идёт о реакции Захаровой на вопрос о высказывании премьер-министра Армении Пашиняна на пресс-конференции 25 июля о возможном выводе российских миротворческих сил из Нагорного Карабаха. Пашинян справедливо отметил, что размещение российских миротворцев в Нагорном Карабахе имеет цель «предотвратить массовую гибель населения Нагорного Карабаха», что зафиксировано в соответствующем решении Совета Федерации РФ. «Это значит, что если миротворцы решат выйти из Нагорного Карабаха, то там такой опасности нет. Если есть такая опасность, трудно представить, как можно принять подобное решение», – сказал глава правительства Армении.
Необходимо отметить, что данное заявление Пашиняна было сделано в связи с высказыванием президента Турции Эрдогана о том, что российские миротворцы должны покинуть Нагорный Карабах после 2025 года, как это зафиксировано в Трёхстороннем заявлении от 9 ноября 2020 года. Напомню, что реакция российской стороны на это высказывание Эрдогана была весьма жёсткой. Ему напомнили, что Турция не является стороной Трёхстороннего заявления и соответственно не вправе указывать его участникам, что им делать.
В этом контексте комментарий Пашиняна был вполне комплементарным к позиции России. Премьер-министр Армении давал понять, что вывод российского миротворческого контингента возможен только после урегулирования конфликта. С его точки зрения, принятие решения о выводе должно подразумевать, что диалог между Степанакертом и Баку был эффективным, и стороны констатировали, что необходимости в российских миротворцах нет. Согласно этой логике, если конфликт не будет урегулирован к 2025 году, то необходимость в миротворцах сохранится, и их вывод будет невозможен, так как это приведет к этнической чистке армянского населения Нагорного Карабаха.
И где здесь можно увидеть пожелание Пашиняна о выводе войск? Причем здесь «жонглирование словами» или «двусмысленная позиция»? На самом деле позиция совершенно чёткая: миротворцы должны оставаться в Нагорном Карабахе до урегулирования конфликта. Но именно с этой позицией и не желала солидаризироваться г-жа Захарова, видимо, чтобы не обидеть главного союзника МИД РФ в лице режима Алиева. Встаёт вопрос, допустимо ли такое поведение пресс-секретаря МИД РФ в отношении нагорно-карабахского конфликта, где речь идёт о выживании 120 тыс. людей, находящихся на грани гуманитарной катастрофы? Устроил бы г-жу Захарову такой стиль общения, если бы в блокаде оказались её собственные дети?
На брифинге Захарова также прокомментировала продолжающуюся блокаду Лачинского коридора со стороны Азербайджана и, в частности, тот факт, что Баку отказался пропустить конвой с гуманитарной помощью, направленный на днях Арменией. По её словам, причина блокады в том, что «отправка гуманитарного конвоя не была согласована с азербайджанскими властями». То есть получается интересная картина. Согласно Трёхстороннему соглашению, Азербайджан должен гарантировать беспрепятственное передвижение грузов по Лачинскому коридору, а сейчас, оказывается, уже требуется согласование с Баку. То есть Захарова своими оценками фактически выхолащивает суть Трёхстороннего соглашения и одновременно требует от обеих сторон его четкого соблюдения.
Это, действительно, верх «профессионализма» дипломатии РФ!
Но это, скорее всего, не ошибка и не досадный просчет. На самом деле, здесь просматривается сознательный курс МИД РФ на односторонний выход из обязательств перед Нагорным Карабахом по Трёхстороннему соглашению. На это, в частности, указывает следующая фраза Захаровой: «В целом, после того, как руководство Армении признало Нагорный Карабах азербайджанским (как они об этом сказали), какие-либо претензии в адрес России по поводу недостаточности усилий выглядят вдвойне неуместно». Надо отметить, что данный тезис озвучивается МИД РФ не впервые.
Таким образом, мы имеем дело с попыткой МИД РФ доказать, что признание премьер-министром Армении Пашиняном территориальной целостности Азербайджана (включая территорию Нагорного Карабаха) обнуляет российские гарантии в отношении народа Нагорного Карабаха, согласно Трёхстороннему заявлению от 9 ноября 2020 года.
Но это – негодные попытки. Если даже абстрагироваться от моральной стороны вопроса, то они не имеют под собой никакой юридической базы.
В Трёхстороннем заявлении не рассматривается ни вопрос территориальной целостности Азербайджана, ни статус Нагорного Карабаха. В то же время само существование Нагорного Карабаха как стороны конфликта в заявлении признается. Там, в частности, указывается, что «вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развёртывается миротворческий контингент Российской Федерации» и что Лачинский коридор «будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией». В соглашении также говорится, что «внутренне перемещённые лица и беженцы возвращаются на территорию Нагорного Карабаха».
Признав территориальную целостность Азербайджана (включая территорию Нагорного Карабаха), Пашинян не нарушил ни одного положения Трёхстороннего соглашения. К тому же, ведь и сама Россия постоянно признавала территориальную целостность Азербайджана. Тем не менее, российский миротворческий контингент в Нагорный Карабах был введён.
Почему вдруг у МИД РФ появились претензии к Пашиняну в связи с признанием территориальной целостности Азербайджана, не поддается разумному объяснению.
Единственным объяснением могут быть только интриги проазербайджанского лобби в МИД РФ, пытающегося протолкнуть азербайджанский сценарий урегулирования конфликта в форме этнической чистки армянского населения Нагорного Карабаха.
К счастью, помимо Трёхстороннего соглашения, гарантии России в отношении населения Нагорного Карабаха были закреплены в решении Совета Федерации РФ от 18 ноября 2020 года о посылке российского миротворческого контингента в Нагорный Карабах.
В этом документе функция защиты населения Нагорного Карабаха определена как основная. Там, со ссылкой на обращение Президента Путина, в частности, говорится: «В целях соблюдения договоренностей о прекращении огня и других военных действий с азербайджанской и армянской сторон, во избежание массовой гибели гражданского населения Нагорного Карабаха и причинения существенного ущерба гражданским объектам мной было принято решение о незамедлительном направлении воинского контингента Вооруженных сил РФ в Нагорный Карабах».
Примечательно, что и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко при рассмотрении этого вопроса отметила, что ввод российских миротворческих сил сыграл ключевую роль в остановке боевых действий, прекращении кровопролития, принёс мир «на многострадальную землю Нагорного Карабаха». «Сегодня наши миротворцы выполняют важнейшую гуманитарную миссию, обеспечивают безопасность возвращения беженцев, оказывают медицинскую помощь», - подчеркнула она.
Получается, что сейчас МИД РФ пытается найти лазейку, чтобы дезавуировать решение высших органов государственной власти РФ – Президента и Совета Федерации. И почему, спрашивается, МИД РФ позволяется это делать? Ведь к настоящему моменту российские миротворцы не только утратили контроль над Лачинской дорогой, которую они должны были контролировать, но даже не способны оказывать населению Нагорного Карабаха гуманитарную помощь. Карабахцы оказались на грани гуманитарной катастрофы.
И только применение к Азербайджану силовых мер принуждения может заставить бакинский режим отказаться от этой варварской политики.
Михаил Александров
Эксперт по военно-политическим вопросам, доктор политических наук
Комментариев нет:
Отправить комментарий