АРМЯНКА АГРИППИНА ВАГАНОВА - МАТЬ КЛАССИЧЕСКОГО РУССКОГО БАЛЕТА
Как из армянской девочки вышла основоположница русского балета
В 1879 году, когда в армянской семье Вагановых в Санкт-Петербурге родилась девочка, никто не загадывал ей сценического будущего. Крестили Агриппиной — для сцены не лучшее имя. Семья была обычной, даже небогатой. Правда, Ваганов-отец, унтер-офицер в отставке, устроился капельдинером в Мариинском театре. Но он видел каждый день девочек, которых набирают в балерины: худенькие, вытянутые... Его Груня росла не такой — она росла пухленькой.
Но девочка, стоя за кулисами во время выступлений, влюбилась в балет с такой страстью, что между ней и сценой не могло встать ничего. В девять лет она сдала экзаменовку в училище, проявив замечательные гибкость, артистичность, чувство ритма — и никакие пухлые щёчки, ножки и ручки не помешали. В училище Агриппина первым делом обнаружила, что учить там не умеют. Когда преподаватель, господин Облаков, выходил на середину зала и быстро показывал движение, требуя повторять. «Вы не хотите сначала разобрать с нами движение?» спрашивала Агриппина — и тут же получала звание невероятно дерзкой девчонки.
Тем не менее, несмотря на то, как раздражала бесконечными вопросами и соображениями Ваганова учителей — те не могли не признавать за ней дарование, и девочка, вместе с наставлениями быть поскромнее, получала свои первые роли. Крошечные, конечно. Например, Амурчика в «Спящей красавице» с Павловой — на роль амурчика пухлощёкая Агриппина подходила идеально. Но главное для девочки было — успеть понять, заметить, как Павлова творит на сцене свои чудеса. На репетиции, пока ждала выхода, Агриппина, не ленясь, повторяла за прославленной балериной все движения. Вдумчивость, даже въедливость, дала свои плоды. На выпускных экзаменах Ваганова получила 11 баллов из 12 возможных и тут же была принята в труппу Мариинского театра. Неплохой старт.
«Госпожа Ваганова ужасна!»
Роли не падали ей в руки — за них приходилось бороться, спорить с начальством, добиваться. Но борьба того стоила. Зрители засыпали молодую балерину цветами, а коллеги, хореографы, критики полностью отказывались в ней видеть замечательную танцовщицу: очень уж фигура была неказистая. Коротышка, плечи широкие и ноги короткие и очень уж крепкие — на две чужие ноги каждой хватит. Особенно невзлюбил Агриппину знаменитый Петипа. Если в афише стояло её имя, он сообщал друзьям: «Госпожа Ваганова ужасна! На этот балет не пойду!» Все восторги зала он относил к тому, что в зрителях сидели подсадные утки.
Успех на сцене привёл к успеху у мужчин. Вокруг Вагановой увивались поклонники, её приглашали на вечеринки — и вечеринки, надо сказать, она просто обожала. На гастролях в Париже одна из вечеринок запомнилась тем, что музыкант труппы схватил в азарте старую скрипку со стены в зале в ресторане и заиграл на ней, а Ваганова пустилась танцевать. Танцевала всю ночь! А наутро вся труппа хохотала, заглядывая в счёт: бойкий хозяин добавил туда кругленькую сумму «за пользование скрипкой».
Но карьеру Ваганова оборвала так же стремительно, как начала её. Влюбилась. Выбор её многие не понимали: такая популярная девушка могла и партию получше найти. Агриппина вышла замуж за простого инженера-путейца, человека, театром вообще не интересующегося, и в положенный срок родила ему сына Сашу. Эта идиллия несколько омрачалась тем фактом, что избранник был женат на другой женщине, и с этой женщиной у него были дети. Хотя Ваганова жила с инженером в фактическом браке, в глазах общества и закона их любовь была и нелегальна, и аморальна.
После рождения сына Агриппина бросила сцену на несколько лет. А потом вернулась в театр — как ни в чём не бывало. И сразу получила несколько недурных ролей, словно театр только и ждал Ваганову обратно. (Да так оно и было, чего скрывать). И среди первых же ролей была главная в «Лебедином озере». Не всякая вышедшая из декрета балерина может о таком мечтать!
Понимая, какие у неё сильные соперницы за зрительскую любовь в этой партии, Ваганова репетировала как проклятая и добилась какого-то невероятно сильного, летучего прыжка. «Словно в воздухе повисает», — писали восторженно в газетах. Восторг, впрочем, разделяли не все. «Мне исполняется восемьдесят семь лет – и вместо подарка – на сцене ужасная госпожа Ваганова!» — жаловался Петипа.
Как изваяние становится ваятельницей
В тридцать шесть Ваганова, не дрогнув лицом, приняла в руки бумагу с приказом по театру — приказом о её увольнении по возрасту. Впрочем, то было невеликой бедой — век балерины недолог. Беда пришла в 1917 году — потеряв работу, прямо под рождественской ёлкой застрелился гражданский муж. Общему сыну было тринадцать лет. Заслуженный отдых отменялся. Агриппина Яковлевна пошла в танцевальное училище — устраиваться. Работать там было нелегко. Классы не отапливались, столовая не работала — продуктов не было. Дома тоже у многих не было продуктов, так что Вагановой приходилось следить не только за тем, как ставит и тянет ногу ученица — но и чтобы она не застудилась, не упала в голодный обморок.
И тем не менее, прозрачные её вечно замёрзшие ученицы показывали чудеса. «Повезло с набором!» — заявили коллеги. Ваганова подумала и в ответ на это начала писать методическое пособие, «Основы классического танца». Чтобы не надеялись педагоги от балета на везение. Писала она по делу, но неважно: литературную часть взялась выправлять подруга, Любовь Менделеева-Блок (дочь того самого и жена того самого, конечно). Ей тоже жилось нелегко. Она старилась на глазах, нездорово полнела — но не сдавалась. К Вагановой в училище, в котором та и писала, улучая минутки, свой труд, приходила, как на работу.
Книга стала хитом — и в СССР, и в Европе. Она вписала Ваганову в историю балета так, как даже её самая звёздная роль не вписала. А сама Агриппина Яковлевна тем временем находила и зажигала новые звёзды. Галина Уланова, Марина Семёнова, Наталья Дудинская, Татьяна Шмырова — эти имена после школы Вагановой гремели по всей стране и за её пределами. Правда, как педагог Ваганова была ещё неприятнее, чем как ученица: жёсткая, суровая... порой попросту жестокая. Но тут же — стоящая за своих учениц грудью, опекающая и защищающая их, выпускающая в большой мир полностью вооружёнными.
В Великую Отечественную Агриппина Яковлевна пережила блокаду, потом эвакуацию. В сорок третьем её утвердили на должности главного хореографа Большого театра — Ваганова жёстко (дерзко!) отказалась. Только Ленинград, только родное училище, только её чудесные девочки-звёзды, которые кому-то надо зажигать! Она вернулась в родной город и преподавала до самой смерти — до 5 ноября 1951 года.
https://www.armmuseum.ru/news-blog/2018/6/14/--2
МАРИЯ МЕЙТАРДЖЯН-ГУЛЕГИНА: "ПРИЗНАЙТЕ КАРАБАХ! ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ АРМЯНСКАЯ СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ!"
Всемирно известная российская оперная Мария Мейтарджян-Гулегина на демонстрации в Люксембурге призвала признать Арцах (Нагорный Карабах)
Всемирно известная российская оперная певица Мария Агасовна Мейтарджян (Гулегина) приняла участие в демонстрации в Люксембурге с призывом признать Арцах (НКР). На опубликованном в соцсети фото певица держит табличку с надписью "Признайте Арцах!".
"Моя первая демонстрация", - написала Гулегина в своем Facebook. Ранее оперная певица уже делала публикации о событиях на границе Арцаха: «Мир должен видеть и понимать, что сейчас вопрос не только в Арцахе, а во всех политических играх, амбициях имбецилов и что если Армению не поддержать, следующими будете вы в своих благополучных странах! Арцах - исторически армянская священная земля! Да, ее "оккупировали" а
***
Мария Мейтарджян (Гулегина) - королева оперы, единственная российская певица, сыгравшая более 160 спектаклей в Metropolitаn Opera и выступившая в главных ролях в 17 постановках оперной Мекки - театра La Scala. Лауреат многих международных конкурсов. Обладательница красивейшего драматического сопрано.
Мария Агасовна Мейтарджян-Гулегина (в первом браке Мурадян) родилась в Одессе 9 августа 1959 года. Мария Мейтарджян выступала в Метрополитен Опера, Ла Скала, Ковент Гардене, Венской опере, других знаменитых оперных театрах. Ее называли лучшей исполнительницей Царицы ночи, Манон Леско, Лизы из 'Пиковой дамы', а коронную партию Мейтарджян, Тоску, ставят в один ряд с исполнением великой Марии Каллас. Сама же певица считает наиболее близкими для себя произведения Верди и Пуччини. По таким известным оперным постановкам с участием Мейтарджян, как «Пиковая дама», «Манон Леско», «Тоска», «Набукко», «Макбет», «Андре Шенье» созданы фильмы. В настоящее время Марию Мейтарджян относят к одним из наиболее высокооплачиваемых оперных примадонн.
В 2009 году распался многолетний брак Марии и Марка Гулегиных, и сама певица утверждала, что счастливой в своей семейной жизни она никогда не была. В 2010 году она обвенчалась в армянской церкви Нью-Йорка с бывшим чемпионом Европы по греко-римской борьбе, а ныне тренером, своим соотечественником армянином Вячеславом Мкртичевым, который за три года до этого похоронил свою супругу. У Марии уже двое внуков, и она признается, что очень счастлива, когда все родные ей люди собираются вместе.
https://www.armmuseum.ru/news-blog/2018/6/14/--2
MARIA MEITARDJIAN-GULEGINA: "RECOGNIZE KARABAKH! THIS IS A HISTORICALLY ARMENIAN SACRED LAND!"
World-famous Russian opera singer Maria Meitardjian-Gulegina called for recognition of Artsakh (Nagorno) at a demonstration in Luxembourg
The world-famous Russian opera singer Maria Agasovna Meitardjian (Gulegina) took part in a demonstration in Luxembourg calling for the recognition of Artsakh (NKR). In a photo posted on the social network, the singer holds a sign with the inscription "Recognize Artsakh!".
"My first demonstration," Gulegina wrote on her Facebook. Earlier, the opera singer had already published about the events on the border of Artsakh: "The world should see and understand that now the issue is not only in Artsakh, but in all political games, ambitions of imbeciles and that if Armenia is not supported, you will be next in your prosperous countries! Artsakh is a historically Armenian sacred land! Yes, it was "occupied" by Armenians! Claims against Noah! It was he who sailed on his Ark to get the golden fleece, and then reached Mount Ararat."
***
Maria Meitardjian (Gulegina) is the queen of opera, the only Russian singer who has performed more than 160 performances at the Metropolitan Opera and appeared in the main roles in 17 productions of the opera Mecca - La Scala Theater. Winner of many international competitions. The owner of the most beautiful dramatic soprano.
Maria Agasovna Meitardjian-Gulegina (in her first marriage Muradian) was born in Odessa on August 9, 1959. Maria Meitardjian has performed at the Metropolitan Opera, La Scala, Covent Garden, the Vienna Opera, and other famous opera houses. She was called the best performer of the Queen of the Night, Manon Lescaut, Lisa from The Queen of Spades, and the crown part of Meitardjian, Tosca, is put on a par with the performance of the great Maria Callas. The singer herself considers the works of Verdi and Puccini to be the closest to her. Films have been created based on such famous opera productions with the participation of Meitardjian as "The Queen of Spades", "Manon Lescaut", "Tosca", "Nabucco", "Macbeth", "Andre Chenier". Currently, Maria Meitardjian is considered one of the most highly paid opera divas.
In 2009, the long-term marriage of Maria and Mark Gulegin broke up, and the singer herself claimed that she had never been happy in her family life. In 2010, she got married in an Armenian church in New York with a former European Greco-Roman wrestling champion, and now a coach, her Armenian compatriot Vyacheslav Mkrtichev, who had buried his wife three years earlier. Maria already has two grandchildren, and she admits that she is very happy when all her relatives come together.
Комментариев нет:
Отправить комментарий