суббота, 19 ноября 2022 г.

 АРМЯНКА АГРИППИНА ВАГАНОВА - МАТЬ КЛАССИЧЕСКОГО РУССКОГО БАЛЕТА 


Как из армянской девочки вышла основоположница русского балета

В 1879 году, когда в армянской семье Вагановых в Санкт-Петербурге родилась девочка, никто не загадывал ей сценического будущего. Крестили Агриппиной — для сцены не лучшее имя. Семья была обычной, даже небогатой. Правда, Ваганов-отец, унтер-офицер в отставке, устроился капельдинером в Мариинском театре. Но он видел каждый день девочек, которых набирают в балерины: худенькие, вытянутые... Его Груня росла не такой — она росла пухленькой.

Но девочка, стоя за кулисами во время выступлений, влюбилась в балет с такой страстью, что между ней и сценой не могло встать ничего. В девять лет она сдала экзаменовку в училище, проявив замечательные гибкость, артистичность, чувство ритма — и никакие пухлые щёчки, ножки и ручки не помешали. В училище Агриппина первым делом обнаружила, что учить там не умеют. Когда преподаватель, господин Облаков, выходил на середину зала и быстро показывал движение, требуя повторять. «Вы не хотите сначала разобрать с нами движение?» спрашивала Агриппина — и тут же получала звание невероятно дерзкой девчонки.

Тем не менее, несмотря на то, как раздражала бесконечными вопросами и соображениями Ваганова учителей — те не могли не признавать за ней дарование, и девочка, вместе с наставлениями быть поскромнее, получала свои первые роли. Крошечные, конечно. Например, Амурчика в «Спящей красавице» с Павловой — на роль амурчика пухлощёкая Агриппина подходила идеально. Но главное для девочки было — успеть понять, заметить, как Павлова творит на сцене свои чудеса. На репетиции, пока ждала выхода, Агриппина, не ленясь, повторяла за прославленной балериной все движения. Вдумчивость, даже въедливость, дала свои плоды. На выпускных экзаменах Ваганова получила 11 баллов из 12 возможных и тут же была принята в труппу Мариинского театра. Неплохой старт.

«Госпожа Ваганова ужасна!»

Роли не падали ей в руки — за них приходилось бороться, спорить с начальством, добиваться. Но борьба того стоила. Зрители засыпали молодую балерину цветами, а коллеги, хореографы, критики полностью отказывались в ней видеть замечательную танцовщицу: очень уж фигура была неказистая. Коротышка, плечи широкие и ноги короткие и очень уж крепкие — на две чужие ноги каждой хватит. Особенно невзлюбил Агриппину знаменитый Петипа. Если в афише стояло её имя, он сообщал друзьям: «Госпожа Ваганова ужасна! На этот балет не пойду!» Все восторги зала он относил к тому, что в зрителях сидели подсадные утки.

Успех на сцене привёл к успеху у мужчин. Вокруг Вагановой увивались поклонники, её приглашали на вечеринки — и вечеринки, надо сказать, она просто обожала. На гастролях в Париже одна из вечеринок запомнилась тем, что музыкант труппы схватил в азарте старую скрипку со стены в зале в ресторане и заиграл на ней, а Ваганова пустилась танцевать. Танцевала всю ночь! А наутро вся труппа хохотала, заглядывая в счёт: бойкий хозяин добавил туда кругленькую сумму «за пользование скрипкой».

Но карьеру Ваганова оборвала так же стремительно, как начала её. Влюбилась. Выбор её многие не понимали: такая популярная девушка могла и партию получше найти. Агриппина вышла замуж за простого инженера-путейца, человека, театром вообще не интересующегося, и в положенный срок родила ему сына Сашу. Эта идиллия несколько омрачалась тем фактом, что избранник был женат на другой женщине, и с этой женщиной у него были дети. Хотя Ваганова жила с инженером в фактическом браке, в глазах общества и закона их любовь была и нелегальна, и аморальна.

После рождения сына Агриппина бросила сцену на несколько лет. А потом вернулась в театр — как ни в чём не бывало. И сразу получила несколько недурных ролей, словно театр только и ждал Ваганову обратно. (Да так оно и было, чего скрывать). И среди первых же ролей была главная в «Лебедином озере». Не всякая вышедшая из декрета балерина может о таком мечтать!

Понимая, какие у неё сильные соперницы за зрительскую любовь в этой партии, Ваганова репетировала как проклятая и добилась какого-то невероятно сильного, летучего прыжка. «Словно в воздухе повисает», — писали восторженно в газетах. Восторг, впрочем, разделяли не все. «Мне исполняется восемьдесят семь лет – и вместо подарка – на сцене ужасная госпожа Ваганова!» — жаловался Петипа.

Как изваяние становится ваятельницей

В тридцать шесть Ваганова, не дрогнув лицом, приняла в руки бумагу с приказом по театру — приказом о её увольнении по возрасту. Впрочем, то было невеликой бедой — век балерины недолог. Беда пришла в 1917 году — потеряв работу, прямо под рождественской ёлкой застрелился гражданский муж. Общему сыну было тринадцать лет. Заслуженный отдых отменялся. Агриппина Яковлевна пошла в танцевальное училище — устраиваться. Работать там было нелегко. Классы не отапливались, столовая не работала — продуктов не было. Дома тоже у многих не было продуктов, так что Вагановой приходилось следить не только за тем, как ставит и тянет ногу ученица — но и чтобы она не застудилась, не упала в голодный обморок.

И тем не менее, прозрачные её вечно замёрзшие ученицы показывали чудеса. «Повезло с набором!» — заявили коллеги. Ваганова подумала и в ответ на это начала писать методическое пособие, «Основы классического танца». Чтобы не надеялись педагоги от балета на везение. Писала она по делу, но неважно: литературную часть взялась выправлять подруга, Любовь Менделеева-Блок (дочь того самого и жена того самого, конечно). Ей тоже жилось нелегко. Она старилась на глазах, нездорово полнела — но не сдавалась. К Вагановой в училище, в котором та и писала, улучая минутки, свой труд, приходила, как на работу.

Книга стала хитом — и в СССР, и в Европе. Она вписала Ваганову в историю балета так, как даже её самая звёздная роль не вписала. А сама Агриппина Яковлевна тем временем находила и зажигала новые звёзды. Галина Уланова, Марина Семёнова, Наталья Дудинская, Татьяна Шмырова — эти имена после школы Вагановой гремели по всей стране и за её пределами. Правда, как педагог Ваганова была ещё неприятнее, чем как ученица: жёсткая, суровая... порой попросту жестокая. Но тут же — стоящая за своих учениц грудью, опекающая и защищающая их, выпускающая в большой мир полностью вооружёнными.

В Великую Отечественную Агриппина Яковлевна пережила блокаду, потом эвакуацию. В сорок третьем её утвердили на должности главного хореографа Большого театра — Ваганова жёстко (дерзко!) отказалась. Только Ленинград, только родное училище, только её чудесные девочки-звёзды, которые кому-то надо зажигать! Она вернулась в родной город и преподавала до самой смерти — до 5 ноября 1951 года.

https://www.novochag.ru/stars/zvezdnye-istorii/agrippina-vaganova-kak-iz-tolstoy-armyanskoy-devochka-vyshla-velikaya-mat-russkogo-baleta/

https://www.armmuseum.ru/news-blog/2018/6/14/--2

***

ARMENIAN AGRIPPINA VAGANOVA IS THE MOTHER OF CLASSICAL RUSSIAN BALLET


How did the founder of Russian ballet come out of an Armenian girl

In 1879, when a girl was born in the Armenian Vaganov family in St. Petersburg, no one thought of her stage future. Christened Agrippina is not the best name for the stage. The family was ordinary, even poor. However, Vaganov's father, a retired non-commissioned officer, got a job as a usher at the Mariinsky Theater. But he saw every day the girls who are recruited to be ballerinas: thin, elongated... His Grunya didn't grow up like that — she grew up plump.

But the girl, standing backstage during the performances, fell in love with ballet with such passion that nothing could stand between her and the stage. At the age of nine, she passed the examination at the college, showing remarkable flexibility, artistry, a sense of rhythm — and no plump cheeks, legs and arms did not interfere. At the school, Agrippina first discovered that they did not know how to teach there. When the teacher, Mr. Clouds, went to the middle of the hall and quickly showed the movement, demanding to repeat. "Don't you want to sort out the traffic with us first?" Agrippina asked — and immediately received the title of an incredibly impudent girl.

Nevertheless, despite the fact that Vaganova irritated the teachers with endless questions and considerations, they could not help but recognize her talent, and the girl, along with instructions to be more modest, received her first roles. Tiny, of course. For example, the Cupid in "Sleeping Beauty" with Pavlova — the chubby-cheeked Agrippina was perfect for the role of cupid. But the main thing for the girl was to have time to understand, to notice how Pavlova works her miracles on stage. At the rehearsal, while waiting for the exit, Agrippina, without being lazy, repeated all the movements of the famous ballerina. Thoughtfulness, even persistence, has borne fruit. At the final exams, Vaganova received 11 points out of 12 possible and was immediately accepted into the Mariinsky Theater troupe. Not a bad start.

"Mrs. Vaganova is terrible!"

The roles did not fall into her hands — she had to fight for them, argue with her superiors, and achieve. But the fight was worth it. The audience showered the young ballerina with flowers, and colleagues, choreographers, critics completely refused to see her as a wonderful dancer: the figure was very ugly. Shorty, broad shoulders and short legs and very strong — enough for two other people's legs each. The famous Petipa especially disliked Agrippina. If her name was on the poster, he would tell his friends: "Mrs. Vaganova is terrible! I won't go to this ballet!" he attributed all the enthusiasm of the audience to the fact that there were decoy ducks in the audience.

Success on stage led to success with men. Fans hung around Vaganova, she was invited to parties — and parties, I must say, she just adored. On tour in Paris, one of the parties was remembered for the fact that a musician of the troupe grabbed an old violin from the wall in the hall in a restaurant in excitement and played it, and Vaganova started dancing. Danced all night! And the next morning the whole troupe was laughing, looking at the bill: the brisk owner added a tidy sum there "for using the violin."

But Vaganova ended her career as quickly as she started it. I fell in love. Many people did not understand her choice: such a popular girl could have found a better party. Agrippina married a simple railway engineer, a man who was not interested in the theater at all, and in due time gave birth to his son Sasha. This idyll was somewhat overshadowed by the fact that the chosen one was married to another woman, and with this woman he had children. Although Vaganova lived with the engineer in a de facto marriage, in the eyes of society and the law, their love was both illegal and immoral.

After the birth of her son, Agrippina gave up the stage for several years. And then she returned to the theater — as if nothing had happened. And she immediately got several good roles, as if the theater was just waiting for Vaganova back. (Yes, it was, what to hide). And among the first roles was the main one in Swan Lake. Not every ballerina who has come out of the decree can dream of such a thing!

Realizing what strong rivals she had for the audience's love in this part, Vaganova rehearsed like a damn and achieved some incredibly strong, flying jump. "It's like hanging in the air," the newspapers wrote enthusiastically. The delight, however, was not shared by everyone. "I'm turning eighty–seven years old – and instead of a gift, there's a terrible Mrs. Vaganova on stage!" Petipa complained.

How a statue becomes a sculpture

At thirty—six, Vaganova, without flinching, took in her hands a paper with an order for the theater - an order for her dismissal by age. However, that was not a big problem — the age of the ballerina is not long. The trouble came in 1917 — having lost his job, a civilian husband shot himself right under the Christmas tree. The common son was thirteen years old. Well-deserved rest was canceled. Agrippina Yakovlevna went to a dance school to get settled. It wasn't easy to work there. The classrooms were not heated, the canteen did not work — there were no products. At home, too, many did not have food, so Vaganova had to watch not only how the student puts and pulls her leg, but also so that she does not get cold, does not faint with hunger.

And yet, her transparent, eternally frozen pupils showed miracles. "Lucky with the set!" — said colleagues. Vaganova thought about it and in response to this began to write a methodical manual, "The Basics of classical dance." So that ballet teachers do not hope for luck. She wrote on business, but it doesn't matter: a friend, Lyubov Mendeleev-Blok (the daughter of the same and the wife of the same, of course) undertook to correct the literary part. Life wasn't easy for her either. She was getting old before my eyes, unhealthily fat — but did not give up. To Vaganova at the school, in which she wrote, seizing a moment, her work, came as if to work.

The book became a hit — both in the USSR and in Europe. She wrote Vaganova into the history of ballet in a way that even her most stellar role did not. Meanwhile, Agrippina Yakovlevna herself found and lit new stars. Galina Ulanova, Marina Semenova, Natalia Dudinskaya, Tatiana Shmyrova — these names after Vaganova's school thundered all over the country and beyond. However, as a teacher Vaganova was even more unpleasant than as a student: tough, harsh... sometimes simply cruel. But right there — standing for her students with her breasts, taking care of and protecting them, releasing them into the big world fully armed.

In the Great Patriotic War, Agrippina Yakovlevna survived the blockade, then the evacuation. In the forty—third, she was confirmed as the chief choreographer of the Bolshoi Theater - Vaganova rigidly (audaciously!) refused. Only Leningrad, only her native school, only her wonderful girls-stars that someone needs to light up! She returned to her hometown and taught until her death — until November 5, 1951.

https://www.novochag.ru/stars/zvezdnye-istorii/agrippina-vaganova-kak-iz-tolstoy-armyanskoy-devochka-vyshla-velikaya-mat-russkogo-baleta/

https://www.armmuseum.ru/news-blog/2018/6/14/--2

Комментариев нет:

Отправить комментарий